Клодт Михаил Петрович
1835 – 1914
Россия
живописец,
график, сценограф
Родился 17
сентября 1835 года в г.Санкт-Петербург.
Из семьи
потомственных художников: сын известного скульптора П. К. Клодта, двоюродный
брат живописца М. К. Клодта, племянник гравера К. К. Клодта. Первоначальное
образование получил в домашних условиях. В 1847–1850 гг. занимался в училище
при реформатской церкви в Петербурге. Одновременно с 1848 года брал частные
уроки рисования у графика А. А. Агина.
В 1852 году
поступил в ИАХ в Петербурге, учился в классе исторической живописи у А. Т.
Маркова. За период обучения получил все существовавшие академические награды: в
1855 году удостоен малой серебряной медали за картину «Рыбаки-финны», в 1857 —
большой серебряной медали за картину «Финский крестьянский быт». В 1857 году прервал
обучение в Академии и на собственные средства совершил поездку в Париж, где
совершенствовал мастерство под руководством А. Глеза и Т. Кутюра. Совместно с
М. К. Клодтом, Л. Ф. Лагорио и А. П. Боголюбовым работал в Бретани и Нормандии.
В 1860 году
возвратился в Петербург, возобновил обучение в ИАХ. В том же году за картины «Внутренность
хижины в Нормандии» и «Нормандские рыбаки» был награжден малой золотой медалью.
В 1861 году за картину «Последняя весна» удостоен большой золотой медали,
получил аттестат классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую
поездку за границу сроком на три года.
В 1862 году
в качестве пенсионера ИАХ отправился за границу, жил в Париже, где работал у Т.
Кутюра, затем в Мюнхене, совершенствуясь в мастерских К. Пилоти и К. Каульбаха.
В 1865 году возвратился в Петербург, получил от ИАХ пенсионерское содержание на
три года для путешествий по России «с художественной целью». В 1866 году совершил
поездку в Орловскую губернию «для изучения типов, костюмов и быта».
Неоднократно бывал в Москве и Финляндии. Посетил Владимир и Нижний Новгород. В
1867 году за картины «Возвращение с поля» и «Молитва перед крещением» удостоен
звания академика.
В 1860-х годах
давал уроки рисования великим князьям Сергею Александровичу и Павлу
Александровичу, а также в частных домах. В 1865–1867 гг. вел рисование, с 1875 года
— акварель в декоративном классе Рисовальной школы Общества поощрения
художников. В 1868 году был удостоен первой премии ОПХ за картину «Поздравление
родильницы». В качестве художника-рисовальщика принял участие в археологических
экспедициях, руководимых И. Е. Забелиным, по раскопке курганов на Таманском
полуострове.
В 1870 году
получил разрешение Совета ИАХ выполнить картину на звание профессора «Княжна Е.
А. Долгорукая во время ее заточения в Горицком монастыре», однако искомого
звания не получил. В том же году был удостоен от ИАХ денежной премии в 500
рублей за картину «Антикварий», в 1871 — денежной премии в 600 рублей за
картину «Черная скамья».
В том же
году стал одним из основателей и постоянных экспонентов ТПХВ.
В 1873 году
на Международной выставке в Лондоне награжден бронзовой «позолоченной» именной
медалью. Принял участие во Всемирной выставке в Антверпене (1885). В 1895 году избран
действительным членом ИАХ. С того же года занимал должность старшего
реставратора живописи при Эрмитаже.
Обращался
к офорту, который осваивал под руководством А. И. Сомова. Был членом Общества
аквафортистов. Создал в этой технике более 25 листов, преимущественно жанрового
характера. Занимался литографией. Работал в области театрально-декорационного
искусства, а также промышленной графики: выполнял эскизы табачных этикеток.
Один из
крупнейших живописцев второй половины XIX века, принадлежащий к так называемым
«малым жанристам». С его именем связано становление критического реализма в
России. Не случайно, картины Клодта были среди первых, которые приобрел в свое
собрание П. М. Третьяков.
Расцвет
творчества художника приходится на 1850-е — 1860-е, когда были созданы наиболее
известные произведения: «Рыбаки-финны» (1855), «Больной музыкант» (1859),
«Последняя весна» (1861), «Деревенские крестины» (1867), «Возвращение с поля»
(1867) и другие. Характерными особенностями его искусства являются
повествовательность, ясность композиционного построения, тщательная проработка
деталей, сдержанность, аскетичность, колорита, с преобладанием в палитре теплых
тонов — охристых, коричневых, красных. В выборе сюжетов опирался на современную
ему действительность, изображая сложные, подчас трагические жизненные ситуации:
потерю кормильца, смерть жены и т. д. Центральное место он отводил передаче
внутреннего состояния человека, его переживаниям и эмоциям, добиваясь
необычайной выразительности и правдивости. В картинах доминируют настроения
безысходности, грусти, тоски, горя. При этом ему были чужды обличительные
интонации, характерные для творчества многих его современников и
последователей.
Произведения
мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной
Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском
институте Российской Академии художеств и других.
Источники:
https://366days.ru/
https://permartmuseum.ru/
http://www.artmuseum.ru/
http://www.triveka-auction.com/
https://bidspirit.com/
https://artinvestment.ru/
https://www.urmii.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий