ГМИИ им. А.С. Пушкина
10.10.2012 - 13.01.2013
Представлено 50 редких офортов Рембрандта из собрания Мосоловых, в том числе и напечатанные на японской рисовой бумаге.
Так
же экспонируется более 100 офортов и рисунков голландских мастеров XVII века, из
«золотого века» голландского искусства, таких как: Якоб ван Рейсдал, Николас
Берхем, Карел Дюжарден, Алларт ван Эвердинген, Лудольф Бакхейзен Адриан ван
Остаде, Корнелис Бега, Хендрик Аверкамп, Ян Ливенс, Ян ван Гойен.
«Каждый
офорт в коллекции Мосоловых представлен в нескольких состояниях и нередко в
разных вариантах печати, позволяющих проследить всю эволюцию от первого оттиска
до последнего, и оценить развитие замысла и прелесть ранних отпечатков. Один из
прекрасных примеров дает подборка отпечатков офорта «Харлемские риторы» Остаде.
Оттиск первого состояния передает законченную композицию: видная в окне группа
крестьян слушает «ораторшу», читающую с листа при свете свечи; эффект «ночной
сцены» передан градациями теней вплоть до самых глубоких, где густая перекрестная
штриховка сливается в пятно. Видимо, такой вариант не удовлетворил художника,
т.к. с этого отпечатка он сделал оттиск в обратную сторону: так называемый
контр-эпрёв (countre – epreuve), прокатав под прессом вместо доски сам
отпечаток, для того, чтобы иметь перед глазами для последующей работы
композицию в том же виде, что и на доске (изображение в гравюре по отношению к
доске всегда получается в зеркальном отражении). Заполнив несколько пустоватый
верх листа изображением вьющейся ветки дикого винограда, подвешенного кувшина и
ложки, усилив тени и, тем придав большую рельефность фигурам, сделав их более
объемными, а игру бликов на лицах контрастнее, мастер счел работу законченной,
готовой для печати тиража и поставил внизу подпись: A. v. Ostade fecit et
excud. («А. ван Остаде исполнил и издал»).
Н.
С. Мосолов, вслед за отцом, составлял каталоги своего собрания, что позволяет
видеть, как менялась и росла коллекция. Мощным инструментом в научных занятиях
была прекрасная библиотека, включавшая издания по общей истории искусства,
справочники по гравюре, журналы по искусству, каталоги аукционов - общим числом
около 2000 томов.
Помимо
голландской графики XVII столетия Николай Семенович коллекционировал офорты
художников XIX века, не пропустив ни одного яркого явления оригинальной графики
– от романтика Э.Делакруа до голландского импрессиониста И.Б. Йонгкинда.
Особенно он выделял произведения Ж.Ф.Милле, К. Коро, Ш. Добиньи и других
барбизонцев. Он составил небольшую, но отборную коллекцию бронзовых кабинетных
скульптур, включающую произведения выдающихся скульпторов А.Л. Бари, Ф. Штука и
К. Менье. Не остался он в стороне и от модных поветрий эпохи модерна –
увлечения японским искусством. Но в отличие от большинства коллекционеров, собиравших
японскую гравюру, Мосолова привлекла миниатюрная скульптура из кости – нэцкэ.
Все эти разделы также представлены на выставке.
Кроме
графики голландских мастеров, на выставке представлены гравюры, созданные
Николаем Семеновичем Мосоловым во второй половине XIX века. Как гравер Николай
Семенович Мосолов принадлежит к числу наиболее значительных представителей
традиции репродукционной гравюры, работавших в России во второй половине XIX
века. Положение Мосолова-гравера в истории русского искусства во многом
уникально. С одной стороны, он практически не имел конкурентов внутри страны,
так как был единственным, кто в этот период последовательно занимался
репродуцированием произведений старых голландских и фламандских мастеров. С
другой, художественная деятельность Мосолова чрезвычайно органично вписывалась
в европейский контекст, так как полностью отвечала характерному для Европы того
времени интересу к искусству прошлого, стремлению к его изучению и
популяризации.
Выставка
«Под знаком Рембрандта» - великолепная возможность познакомиться с лучшими
произведениями этого уникального собрания, а через них с семьей Мосоловых,
одной из известнейших и старейших династий российских коллекционеров»
из пресс-релиза музея
Адрес:
Москва, ул. Волхонка, 10
(495) 697-16-10
Время работы:
Среда – с 11.00 до 19.00
Четверг – с 11.00 до 21.00
Пятница, суббота, воскресенье - с 11.00 до 19.00
Касса музея работает с 11.00 до 18.00, по четвергам с 11.00
до 20.00
Стоимость входного
билета*:
400 рублей - взрослые
200 рублей - школьники, студенты
Билеты для граждан РФ
и граждан СНГ:
300 рублей - для взрослых
150 рублей - льготные билеты для отдельных категорий
посетителей
* Внимание! Стоимость билетов
на выставки может отличаться от стоимости билетов на постоянную экспозицию
Проезд:
м.Кропоткинская
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий