суббота, 18 апреля 2020 г.

Мамаджанов Анвар Алимджанович






Мамаджанов Анвар Алимджанович
Академик Академии Художеств Узбекистана    
Узбекистан

     Родился в 1950 году и вырос на одной из старинных улиц Беш-Агача.
Уже пятилетним малышом любимым его занятием стало рисование, а лучшим подарком - краски и альбом. Он стал посещать художественную школу, и в 1968 году поступил на отделение керамики Ташкентского театрально-художественного института (Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Глина казалась ему таким материалом, который может воплотить то, что нельзя показать в рисунке. Впрочем, он и на своих керамических изделиях, как правило, процарапывал рисунок.
В студенческие годы любимым местом для этюдов выбрал старогородской базар Чорсу. Захватив блокнот и карандаш, он отправлялся в торговые ряды, к мастерским и лавкам ремесленников, на бедана-базар, рисовал чеканщиков и паяльщиков, плотников, изготовлявших люльки-бешики. Голоса людей, толпящихся у мешков с картошкой и зерном, щебет птиц, выступления канатоходцев - все это для него было жизнью старого города, которую он торопился запечатлеть на бумаге.
    С наступлением весны его притягивал парк. "Наблюдательным пунктом" студенту служило большое дерево, а чтобы, увлекшись рисованием, не свалиться с него, Анвар пристегивался к стволу отцовским офицерским ремнем. Он тогда и не предполагал, что все эти натурные зарисовки много позже послужат ему материалом для целой серии графических работ.
    После окончания в 1973 году института стал работать на Ташкентском экспериментальном творческом комбинате. Он прекрасно владел искусством керамики, изготавливал на гончарном круге ляганы и пиалы, лепил из глины и расписывал сувенирные композиции. А на досуге, для себя, продолжал рисовать. Однажды один из его друзей-художников показал ему приемы работы в технике офорта. Первый опыт оказался удачным. Так в 1982 году на выставке появилась первая графическая серия  "Старый Ташкент", замысел которой он вынашивал со студенческих лет. В ней в полной мере проявились безукоризненное владение художником линейным рисунком, тонкая наблюдательность, мастерство композиционного решения. Эту же тему продолжает серия "Дорогие мои старики", выполненная в карандаше в 2010 году.
    Большой пласт творчества лежит в области книжной графики. В 1982 году, после вступления в Союз художников, он получил предложение работать в издательстве им. Гафура Гуляма. Там он постигал сложный процесс оформления книги как целостного литературного и художественного произведения. Для него стало важным, читая рукопись, не только охватить сюжетную канву повести или романа, но и проникнуться пониманием того, что автор только хотел сказать между строк.
Среди множества изданий, оформленных художником, интерес представляют сатирический сборник М. Худайкулова "Удивительный мир" и "Анекдоты Афанди", эпос "Алпамыш", романы Абдуллы Кадыри "Последние дни" и "Скорпион у алтаря", повести Чингиза Айтматова "Прощай, Гульсары", "Белый пароход", "Первый учитель", "Путешествиям Гулливера" Дж. Свифта и др. Стремясь глубже раскрыть содержание книги, он для каждой выбирает особую стилистику рисунка. 




Много сил и времени отдает педагогической работе в Республиканском художественном колледже, считая это одной из важнейших сторон своей творческой деятельности. Для него ученики - это саженцы, которые должны вырасти и в будущем дать свои плоды. Обучая детей, он сам, по его словам, оставаясь в душе ребенком, учится у них остроте и непосредственности восприятия действительности. Художник в своем творчестве сумел воплотить лучшие национальные традиции графики Узбекистана и поднять их на новые высоты.
    За весомый творческий вклад ему присвоено звание "Заслуженный работник культуры Узбекистана". Удостоен Золотой медали Академии художеств республики.

Источники:
https://yandexwebcache.net/
http://art-blog.uz/archives/34147

Комментариев нет:

Отправить комментарий