Искусство на Кубани: доходный бизнес
или просто хобби?
Материал
размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
12.07.2017
https://www.dg-yug.ru/arhive/91393.html
Успехи
молодых краснодарских авторов снова заставили задаться вопросом, кто и как у
нас продает художественные произведения? Есть ли арт-рынок и как формируется
цена. Рынок искусства в Краснодаре возник в конце 80-х, когда даже серьезные
художники выходили на местный «Арбат» - улицу Чапаева. Потом этот арт-базарчик
гоняли по разным скверам и паркам. Сейчас в краевом центре всего пять-шесть
мест, где можно приобрести живопись, графику или скульптуру известного мастера.
Также сделки совершаются в мастерских художников, а с 2014 г. в городе ежегодно
проходят торги современного искусства на аукционе MOST.
Местные реалии
Кубанские
галереи живут скромно: небольшие помещения, бесплатные выставки. «Наша галерея
в здании Союза художников существует 12 лет, - говорит Елена Калашникова,
гендиректор галереи «Арт Союз». - Круг авторов, с которыми мы постоянно
работаем, человек 150: живописцы, графики, мастера декоративно-прикладного
искусства. Есть популярные авторы, раскрученные, но искусство - предмет
роскоши, и сказать, что работы уходят влет, нельзя. Посчитать всех покупателей
нереально. Постоянных - единицы».
В мировой
практике зачастую галерист выступает «продюсером» своих авторов: вкладывает
деньги в каталоги, оплачивает участие в ярмарках, приглашает кураторов. В
Краснодаре эта схема не актуальна. «Мы не инвестируем в художников - финансово
сложно и рискованно. Но в Краснодаре галерея тоже делает имя автору. Иногда с
первой выставки у нас стартует творческая карьера», - считает Калашникова.
Калькуляция
Галерея и
художник озвучивают цифры лишь покупателю. В столице законодателями цен
выступают галеристы, в краевом центре - авторы. Прайс для покупателя - это
стоимость работы плюс наценка галереи.
Наценка у
каждой галереи своя. «В Краснодаре еще лояльно к покупателям относятся - 20-30%
галерейщики накидывают. Люди ведь могут и напрямую выйти на автора, - поясняет
Валерий Цукахин, краснодарский живописец. - В Европе, Америке или Москве
галерея может делать наценку от 100% и больше».
Чтобы
привлечь покупателей, кубанские галеристы даже ищут способы уменьшить расходы
клиента. «Наша галерея продает картины без наценки. Реализация художественных
материалов - вот источник наших доходов, - рассказывает Нина Стрижова, директор
старейшей краснодарской галереи «Сантал», одновременно являющейся арт-лавкой. -
Авторы покупают у нас материалы - кто на 30% от стоимости работ, кто на 50%.
Это удобно и потребителю, и художнику. За 25 лет с нами поработало не менее ста
авторов. Постоянных - до 50 человек».
Здесь и там
По мнению
всех участников рынка, на российское искусство цену определять сложно.
Художники понимают, что на цену влияет имя и сотрудничество с иностранными и
московскими галереями, но учитывать приходится и платежеспособность
потребителя, а также его знание предмета.
«Моя
специальность - офорты, - рассказывает Надежда Устрицкая, график, доцент
худграфа КубГУ. - Их стоимость очень занижена в Краснодаре - публика не готова
покупать графику по той цене, которая сложилась на этот вид искусства в мире. В
Испании у меня берут совсем маленькую вещь за 200 дол. - это нормально. А в
своем городе я могу продать большую работу в три раза дешевле. Даже москвичи
заплатят больше, но в Краснодаре я выстраиваю цену, исходя из возможностей
местного покупателя». Максимум, который Надежде платили - 42 тыс. рублей (за
серию офортов). «Взвинчиваю цену я только на ту работу, с которой не хочу
расставаться», - говорит она.
Расценки
на живопись кубанскому покупателю понятнее. «Стоимость моих работ начинается с
2 тыс. долларов, - говорит Валерий Цукахин. - Но универсальной цены нет -
смотря какой размер, какая композиция».
Рост и падение
Опереться
на ясную методику определения цены могут лишь скульпторы, состоящие в Союзе
художников России. «Существуют «Правила определения размера вознаграждения за
скульптурную композицию». Они составлены специалистами, утверждены
госкомиссиями, - поясняет Валерий Пчелин, краснодарский скульптор. - Да, автор
может продать дешевле, но сначала он попробует продать по рекомендованным
расценкам Союза художников».
Фактор,
который приходится учитывать всем участникам арт-рынка, - рост и падение цен на
искусство. «Мы 7 лет жили в Праге (Чехия) - там, как и в любой столице мира,
очень много художников. У нас в Краснодаре художественный рынок маленький, в
Сочи вообще люди жалуются, что не продается живопись. А в Праге рынок большой,
много галерей. Но спрос даже там образуется волнами: бывает, покупают хорошо, а
бывает, как сейчас, кризис. У меня друзья живут по всей Европе, говорят, что
продажи картин сейчас упали. Когда хочется есть, пить, содержать семью, автор
отдаст и за 300 долларов работу, которая стоит в пять-шесть раз дороже», -
комментирует Валерий Цукахин.
Но
стагнация касается не всех художников. Одни из самых дорогих российских авторов
сегодня – выставляющаяся на престижных площадках по всему миру арт-группа
Recycle (краснодарцы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) - продают на рынке
небольшую свою скульптуру за 20 тыс. дол.
В цене
«В случае
с выходом краснодарского искусства на российский арт-рынок, есть интерес к трем
его периодам/направлениям: соцреализм, модернизм и современное искусство, -
рассказывает Ирина Чмырева. - Соцреализм - это несколько имен с очень хорошей
репутацией: Григорий Кравченко, Граир Аракелян. Есть немного известного
краснодарского модернизма: Алексей Паршков, Евгений Цей, ранний Сергей Воржев,
Владимир Мигачев, Игорь Пугач, Валерий и Лариса Блохины. Их можно найти в
Москве, в основном в закрытых галереях или через дилеров. Современное
концептуальное искусство - это, естественно, Recycle, Михаил Смаглюк, продают
Владимира Колесникова, «ЗИПы» есть на сайте галереи XL».
Краснодарские
галеристы считают, что по нынешним временам их дело - не доходный бизнес, а
любимый образ жизни. «Последние года три мы работаем в минус: только выйдешь из
долгов - и снова в них опускаешься. Много на себя берет аренда помещения,
касса, банковское обеспечение, зарплата сотрудникам», - говорит Елена
Калашникова. Причины слабых продаж продавцы видят и в менталитете регионального
покупателя, который недооценивает значение и стоимость произведений искусства.
Есть совриск
Медленный
рынок краснодарских галерей в значительной степени ориентирован на продажи
реалистической живописи и совриска. Молодой аукцион MOST (организован в 2015 г.
краснодарскими бизнесменами Олегом Гончаровым и Романом Левицким) нацелен
только на модернизм и актуальное искусство. «На модернизм идет рост цен, его
покупатели - люди, усвоившие, что у успешного человека должна быть живопись,
что-то современное, но в то же время понятное, - комментирует Ирина Чмырева. -
В Москве актуальное искусство покупают коллекционеры, институции и люди,
принадлежащие к категории, которую принято называть олигархами. Покупок там
совершается меньше, чем на рынке модернизма, но цены могут быть выше».
Представители
аукциона MOST, считают, что в Краснодаре «один из самых крутых климатов» для
развития современного искусства в России: «Здесь есть центр современного
искусства «Типография», резиденция арт-группировки ЗИП, мастерская Recycle,
открылись выставочные пространства - «СмаГлюк», «Рафаэль», Red Gift. Далеко не
каждый регион может этим похвастаться, - заявляет Наталья Таракановская,
директор аукционного дома Most. - Но нам, конечно, не хватает музея
современного искусства в стиле московского «Гаража»
Мост проложен
По мнению
некоторых экспертов, публикация аукционных цен на искусство и является наиболее
честным способом определения стоимости произведения. Хотя цена, за которую вещь
уходит на аукционе, иногда превышает прежние результаты продаж художника.
«Мы
озвучиваем две цены. Первая – это эстимейт, то есть стоимость, по которой
работу можно купить на выставке или в галерее. Вторая – старт продаж, он ниже
эстимейта на 30-50%», - рассказывает Наталья Таракановская.
Самый
яркий пример движения цены на аукционе MOST был в 2015 г. у картины М. Смаглюка
«Блеск решений»: эстимейт – 70 тыс., старт – 50 тыс., а ушла работа с молотка
за 360 тыс. руб. «Еще из кубанских авторов круто поднимают от старта до цены
продажи Людмила Баронина и Александр Чурсин», - говорит Таракановская. Всего
MOST включил в свой список 22 кубанских автора, в нем также были художники из
столицы и Санкт-Петербурга.
Последние
торги предложили меньше работ и показали меньше продаж. Но организаторы не
считают это признаком спада. «Если раньше на аукционе были работы, которые
можно было купить за 50-70 тыс. руб., то на последнем аукционе большинство
работ стартовало от 120 тыс. руб. и выше. Мы продали меньше, но заработали
больше», - комментирует Наталья Таракановская.
На
следующем аукционе, который состоится осенью 2017 года, организаторы планируют
продавать работы художников со всей России.
Ирина
Чмырева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и
истории изобразительных искусств Российской Академии художеств:
Если
художник в Германии заканчивает отделение живописи и начинает работать с
галереей, то цена на его работы растет с числом выставок, публикаций и закупок
музеями. Вы открываете его биографию - вам ясно, к какой категории относится
автор и, как следствие, сколько на данный момент стоят его работы. В России
цена на произведения искусства - это вопрос личного позиционирования, каждый
художник называет те цифры, которые он для себя считает возможными.
Анна Червякова
Комментариев нет:
Отправить комментарий