пятница, 17 апреля 2020 г.

Искусство на Кубани: доходный бизнес или просто хобби?



Искусство на Кубани: доходный бизнес или просто хобби?
Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
12.07.2017
 https://www.dg-yug.ru/arhive/91393.html

Успехи молодых краснодарских авторов снова заставили задаться вопросом, кто и как у нас продает художественные произведения? Есть ли арт-рынок и как формируется цена. Рынок искусства в Краснодаре возник в конце 80-х, когда даже серьезные художники выходили на местный «Арбат» - улицу Чапаева. Потом этот арт-базарчик гоняли по разным скверам и паркам. Сейчас в краевом центре всего пять-шесть мест, где можно приобрести живопись, графику или скульптуру известного мастера. Также сделки совершаются в мастерских художников, а с 2014 г. в городе ежегодно проходят торги современного искусства на аукционе MOST.

Местные реалии

Кубанские галереи живут скромно: небольшие помещения, бесплатные выставки. «Наша галерея в здании Союза художников существует 12 лет, - говорит Елена Калашникова, гендиректор галереи «Арт Союз». - Круг авторов, с которыми мы постоянно работаем, человек 150: живописцы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства. Есть популярные авторы, раскрученные, но искусство - предмет роскоши, и сказать, что работы уходят влет, нельзя. Посчитать всех покупателей нереально. Постоянных - единицы».
В мировой практике зачастую галерист выступает «продюсером» своих авторов: вкладывает деньги в каталоги, оплачивает участие в ярмарках, приглашает кураторов. В Краснодаре эта схема не актуальна. «Мы не инвестируем в художников - финансово сложно и рискованно. Но в Краснодаре галерея тоже делает имя автору. Иногда с первой выставки у нас стартует творческая карьера», - считает Калашникова.

Калькуляция

Галерея и художник озвучивают цифры лишь покупателю. В столице законодателями цен выступают галеристы, в краевом центре - авторы. Прайс для покупателя - это стоимость работы плюс наценка галереи.
Наценка у каждой галереи своя. «В Краснодаре еще лояльно к покупателям относятся - 20-30% галерейщики накидывают. Люди ведь могут и напрямую выйти на автора, - поясняет Валерий Цукахин, краснодарский живописец. - В Европе, Америке или Москве галерея может делать наценку от 100% и больше».
Чтобы привлечь покупателей, кубанские галеристы даже ищут способы уменьшить расходы клиента. «Наша галерея продает картины без наценки. Реализация художественных материалов - вот источник наших доходов, - рассказывает Нина Стрижова, директор старейшей краснодарской галереи «Сантал», одновременно являющейся арт-лавкой. - Авторы покупают у нас материалы - кто на 30% от стоимости работ, кто на 50%. Это удобно и потребителю, и художнику. За 25 лет с нами поработало не менее ста авторов. Постоянных - до 50 человек».

Здесь и там

По мнению всех участников рынка, на российское искусство цену определять сложно. Художники понимают, что на цену влияет имя и сотрудничество с иностранными и московскими галереями, но учитывать приходится и платежеспособность потребителя, а также его знание предмета.
«Моя специальность - офорты, - рассказывает Надежда Устрицкая, график, доцент худграфа КубГУ. - Их стоимость очень занижена в Краснодаре - публика не готова покупать графику по той цене, которая сложилась на этот вид искусства в мире. В Испании у меня берут совсем маленькую вещь за 200 дол. - это нормально. А в своем городе я могу продать большую работу в три раза дешевле. Даже москвичи заплатят больше, но в Краснодаре я выстраиваю цену, исходя из возможностей местного покупателя». Максимум, который Надежде платили - 42 тыс. рублей (за серию офортов). «Взвинчиваю цену я только на ту работу, с которой не хочу расставаться», - говорит она.
Расценки на живопись кубанскому покупателю понятнее. «Стоимость моих работ начинается с 2 тыс. долларов, - говорит Валерий Цукахин. - Но универсальной цены нет - смотря какой размер, какая композиция».

Рост и падение

Опереться на ясную методику определения цены могут лишь скульпторы, состоящие в Союзе художников России. «Существуют «Правила определения размера вознаграждения за скульптурную композицию». Они составлены специалистами, утверждены госкомиссиями, - поясняет Валерий Пчелин, краснодарский скульптор. - Да, автор может продать дешевле, но сначала он попробует продать по рекомендованным расценкам Союза художников».
Фактор, который приходится учитывать всем участникам арт-рынка, - рост и падение цен на искусство. «Мы 7 лет жили в Праге (Чехия) - там, как и в любой столице мира, очень много художников. У нас в Краснодаре художественный рынок маленький, в Сочи вообще люди жалуются, что не продается живопись. А в Праге рынок большой, много галерей. Но спрос даже там образуется волнами: бывает, покупают хорошо, а бывает, как сейчас, кризис. У меня друзья живут по всей Европе, говорят, что продажи картин сейчас упали. Когда хочется есть, пить, содержать семью, автор отдаст и за 300 долларов работу, которая стоит в пять-шесть раз дороже», - комментирует Валерий Цукахин.
Но стагнация касается не всех художников. Одни из самых дорогих российских авторов сегодня – выставляющаяся на престижных площадках по всему миру арт-группа Recycle (краснодарцы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) - продают на рынке небольшую свою скульптуру за 20 тыс. дол.

В цене

«В случае с выходом краснодарского искусства на российский арт-рынок, есть интерес к трем его периодам/направлениям: соцреализм, модернизм и современное искусство, - рассказывает Ирина Чмырева. - Соцреализм - это несколько имен с очень хорошей репутацией: Григорий Кравченко, Граир Аракелян. Есть немного известного краснодарского модернизма: Алексей Паршков, Евгений Цей, ранний Сергей Воржев, Владимир Мигачев, Игорь Пугач, Валерий и Лариса Блохины. Их можно найти в Москве, в основном в закрытых галереях или через дилеров. Современное концептуальное искусство - это, естественно, Recycle, Михаил Смаглюк, продают Владимира Колесникова, «ЗИПы» есть на сайте галереи XL».
Краснодарские галеристы считают, что по нынешним временам их дело - не доходный бизнес, а любимый образ жизни. «Последние года три мы работаем в минус: только выйдешь из долгов - и снова в них опускаешься. Много на себя берет аренда помещения, касса, банковское обеспечение, зарплата сотрудникам», - говорит Елена Калашникова. Причины слабых продаж продавцы видят и в менталитете регионального покупателя, который недооценивает значение и стоимость произведений искусства.

Есть совриск

Медленный рынок краснодарских галерей в значительной степени ориентирован на продажи реалистической живописи и совриска. Молодой аукцион MOST (организован в 2015 г. краснодарскими бизнесменами Олегом Гончаровым и Романом Левицким) нацелен только на модернизм и актуальное искусство. «На модернизм идет рост цен, его покупатели - люди, усвоившие, что у успешного человека должна быть живопись, что-то современное, но в то же время понятное, - комментирует Ирина Чмырева. - В Москве актуальное искусство покупают коллекционеры, институции и люди, принадлежащие к категории, которую принято называть олигархами. Покупок там совершается меньше, чем на рынке модернизма, но цены могут быть выше».
Представители аукциона MOST, считают, что в Краснодаре «один из самых крутых климатов» для развития современного искусства в России: «Здесь есть центр современного искусства «Типография», резиденция арт-группировки ЗИП, мастерская Recycle, открылись выставочные пространства - «СмаГлюк», «Рафаэль», Red Gift. Далеко не каждый регион может этим похвастаться, - заявляет Наталья Таракановская, директор аукционного дома Most. - Но нам, конечно, не хватает музея современного искусства в стиле московского «Гаража»

Мост проложен

По мнению некоторых экспертов, публикация аукционных цен на искусство и является наиболее честным способом определения стоимости произведения. Хотя цена, за которую вещь уходит на аукционе, иногда превышает прежние результаты продаж художника.
«Мы озвучиваем две цены. Первая – это эстимейт, то есть стоимость, по которой работу можно купить на выставке или в галерее. Вторая – старт продаж, он ниже эстимейта на 30-50%», - рассказывает Наталья Таракановская.
Самый яркий пример движения цены на аукционе MOST был в 2015 г. у картины М. Смаглюка «Блеск решений»: эстимейт – 70 тыс., старт – 50 тыс., а ушла работа с молотка за 360 тыс. руб. «Еще из кубанских авторов круто поднимают от старта до цены продажи Людмила Баронина и Александр Чурсин», - говорит Таракановская. Всего MOST включил в свой список 22 кубанских автора, в нем также были художники из столицы и Санкт-Петербурга.
Последние торги предложили меньше работ и показали меньше продаж. Но организаторы не считают это признаком спада. «Если раньше на аукционе были работы, которые можно было купить за 50-70 тыс. руб., то на последнем аукционе большинство работ стартовало от 120 тыс. руб. и выше. Мы продали меньше, но заработали больше», - комментирует Наталья Таракановская.
На следующем аукционе, который состоится осенью 2017 года, организаторы планируют продавать работы художников со всей России.

Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств:
Если художник в Германии заканчивает отделение живописи и начинает работать с галереей, то цена на его работы растет с числом выставок, публикаций и закупок музеями. Вы открываете его биографию - вам ясно, к какой категории относится автор и, как следствие, сколько на данный момент стоят его работы. В России цена на произведения искусства - это вопрос личного позиционирования, каждый художник называет те цифры, которые он для себя считает возможными.

 Анна Червякова

Комментариев нет:

Отправить комментарий