вторник, 20 апреля 2021 г.

Куанов Аслан Махмудович

 













Куанов Аслан Махмудович

СССР, Россия

заслуженный художник Республики Адыгея, 
народный художник Республики Адыгея 


Родился в 1943 году в ауле Джамбечий Адыгейской автономной области Краснодарского края.

С раннего детства увлекался рисованием.

В 1968 году окончил Краснодарское художественное училище.

После окончания училища возвращается в Майкоп и устраивается на работу в Адыгейские производственные мастерские художественного фонда СССР. 

В 1978 году был принят в члены Союза художников России.

Активный участник разного уровня художественных выставок: Всероссийской выставки эстампа; республиканских выставок «Молодежь России», «60 лет Советской власти», «60 лет Великой Победы», «Моя Адыгея»; зональных – «Графика Юга», «Советский Юг».

Обратившись к графике, стал работать в офорте и меццо-тинто.

Позже он усложнил и свои технические задачи, обогатив офорт цветом.

С середины 80-х годов активно стал осваивать технику акварели. Используя особенный прием отмывки, мастер добился неожиданной для акварели плотности тона с помощью темной цветовой гаммы архаической загадочности.

Уже в первых работах художник стремился воплотить свои поэтические переживания. Графические листы его – чаще небольшие по размерам и на первый взгляд, кажутся несколько однотипными по структурному построению, хотя на самом деле их отличает последовательность и неуклонное стремление автора создать законченное графическое произведение.

Он свободно чувствует себя во всех жанрах живописи: натюрморте, портрете, пейзаже, жанровых композициях. В лучших классических традициях выполнены его натюрморты. Они повествовательны, языком метафор и ассоциаций, автор обращается к прошлому своего народа, к его самобытности. Так в натюрмортах серии «Аульские мотивы» (1979), он умело использует предметы быта адыгов, виртуозно располагая на их поверхности разнообразные сюжеты: “Натюрморт с циновкой”, “Старые часы”, “Пора сенокосная”, “Натюрморт”. 

Художник вдохновенно воспевает и прославляет своеобразную красоту родного края, рассказывает о людях, здесь живущих. Графические серии «Труженики моего аула» (1974), «Молодые» (1978), «Внучата» (1979) воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением.  Часто пейзажный и бытовой жанры сливаются воедино, взаимно дополняя и обогащая друг друга. В них, по существу, столь же глубоко и разносторонне воплощается тема искренней любви к человеку, красоте жизни, к миру на земле. Искусствовед Аслан Кушу особо выделяет тонкие по мастерству цветные листы серии «Внучата», которые отличаются искрящейся радостью и мягкой лиричностью, цельной цветовой гаммой в мягком колорите и уравновешенной композицией.

Привлекает художника и аульская тематика, которой посвящены графические листы «У очага» (1980), «Разговор» (1980).  В серии «Времена года» (1979) он выводит на передний план фигуры людей. В большинстве случаев это крестьяне (кроме «Мелодии»), занятия которых определяются определенным временем года. В этом цикле автор реалистично отражает круговорот природы. При этом внимание автора уделено не только внешним признакам, но и смене внутреннего ритма. В них он во главу угла ставит извечную тему гармоничного единства человека и природы.  Человек, пользуясь благами природы, добытыми нелегким трудом, ощущает себя ее частью.

В работах «Танец» (1975), «Песня табунщика» (1975), «Сон» (1980), он остро чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, в творчестве своем он сохраняет масштаб всеобщего. В результате, обращаясь к народному творчеству, художник познает мир, познавая самого себя. Эта тема наиболее ярко раскрывается в серии «Народные мастера» (1982), выполненной художником в технике цветного офорта.

Художник часто обращается в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Своеобразна в этом отношении работа «Могила неизвестного» (1977), в которой изображен эпизод не военного сражения, а его последствия, когда адыгские женщины, похоронив погибшего русского солдата, прощаются с ним у могилы. Колорит работы сдержанный, фигуры расположены монументально, все это подчеркивает торжественность и скорбь. В этом сюжете художественно-выразительно показана антигуманная, жестокая сущность войны.

Ряд своих картин автор посвятил исторической тематике, которые отличаются образностью и достоверностью художественного решения, ярко отражают отдельные периоды истории адыгов: «Сэтэнай» (Русско-Кавказская война), «Тугузук Казбич Хадж» (портрет известного полководца), «Комиссар народа» (образ общественного деятеля Ш. Хакурате, выступающего с речью перед аульчанами). Триптих «Переселение черкесов (пр. часть «Прощание», цен. часть «Переселение черкесов», лев. часть «Обреченные»).

Эпической красотой, живописностью отличаются и горные пейзажи Куанова. Художник нашел удачные ракурсы, чтобы отобразить в красках величие и красоту Кавказских гор в разных состояниях освещения, утром, в полдень и вечером. Это полотна «Утро в горах», «Горное озеро», «Последний луч», «Туман».

Используя в своем творчестве различные приемы и формы художественного выражения, он никогда не изменяет главному – своему восприятию национальных художественных традиций, прокладывая мост к глубинным явлениям национальной культуры.

За большой вклад в развитие изобразительного искусства Республики Адыгея ему присвоены почетные звания: Заслуженный художник Республики Адыгея и Народный художник Республики Адыгея (1995).

Источники:

http://fond-adygi.ru/page/v-majkope-prohodit-vystavka-aslana-kuanova

https://galereya-ra.ru/portrety-natsionalnogo-muzeya-respubliki-adygeya/

https://maikop.bezformata.com/listnews/tvorcheskoj-pleyadi-hudozhnikov/64431952/

https://proza.ru/2019/05/31/1028

https://www.sovetskaya-adygeya.ru/index.php/8088-trud-cheloveka-v-tvorchestve-khudozhnikov-adygei-otrazhaet-novaya-vystavka-otkryvshayasya-v-kartinnoj-galeree-ra

http://painters.wlms.info/painters/rossiya/kuanov-aslan-mahmudovich/

Комментариев нет:

Отправить комментарий