Заринь
(Заррин, Зариньш) Рихард Германович, (Zarins Rihards)
1869 – 1939
Россия,
Латвия
российский и
латвийский художник, график
Родился 27
июня 1869 года в Вилькенской волости Валмиерского уезда, Лифляндской губернии в
семье латыша, управляющего Киегельского поместья, и немки.
В 1886 году
с отличием окончил Гривскую немецкую школу города Двинска (Даугавпилсская
средняя школа № 6 имени Райниса).
В 1895 году окончил
Санкт-Петербургское Центральное училище технического рисования барона А.Л.
Штиглица (позднее Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица) по классу гравюры на
дереве и офорту, учился у В.В. Матэ. Получил право на стипендию и трёхгодичную
командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Изучал
искусство гравюры и литографии в частных гравёрных мастерских А. Цика, Р.
Зайтца и М. Дазио в Мюнхене в 1896 году, искусство офорта в мастерской В.
Унгера в Вене в 1897—1898 годах. В 1899 году побывал в Париже и Риме.
С 1899 по
1919 год работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в
Санкт-Петербурге. Начав карьеру на должности учёного-рисовальщика, стал
художественным директором ЭЗГБ.
В течение
1908-1911 гг. художник нарисовал эскизы знаменитых банкнот: лицевую и оборотную
стороны кредитных билетов номиналом 500 рублей 1912-го и номиналом 100 рублей
1910-го годов.
С 1912 до
осени 1918 года, являясь заведующим художественным отделом, он полностью
отвечал за качество оформления всех изделий вплоть до денежных ассигнаций. С
1912 года работу в ЭЗГБ совмещал с преподаванием в Высших художественных
мастерских (ВХМ) Риги.
Весной 1919
года по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы
принять руководство ВХМ. В том же году мастерские были преобразованы в
Латвийскую академию художеств, в которой создал национальную школу графики,
руководил кафедрой, а в 1934 году получил учёное звание профессора.
С 1920 по
1934 годы руководил Рижской государственной типографией.
Собрал
образцы латышского народного орнамента, объездив всю Латвию. По заданию
этнографического отдела Русского музея сформировал коллекции одежды, украшений,
предметов культуры и быта начала и середины XIX века из многих округов Видземе
и Курземе и по праву считается основателем собрания по этнографии латышей.
Вместе с
другим известным латышским художником Юлием Мадерниеком учреждал первые частные
художественные школы и курсы, устраивал художественно-ремесленные выставки,
инициировал создание коллекций произведений народного искусства в музеях
Латвии.
Иллюстрировал
книги, делал рисунки для журналов, плакаты, рисунки для почтовых марок,
пригласительных билетов, эскизы денежных знаков, акций, а также офорты (в
основном на фольклорные и исторические темы), рисунки, цветные литографии,
акварели, гравировал экслибрисы.
Также
значимым в творчестве художника является цикл офортов «О чём шумит Латвиский
лес» (1908-1911), созданный на основе латышских преданий.
Участвовал в
составлении сборника «Латышский орнамент» (3 тома) (1924 – 1931), который имеет
большую значимость в изучении латышского народно-прикладного искусства.
В 1921 году
он разработал дизайн государственного герба Латвии.
Из-под его руки
вышли рисунки многих российских марок, среди которых марки благотворительного
выпуска 1905 года «В пользу сирот воинов действующей армии», автор трёх марок
из этой серии, номиналами в 5, 7 и 10 копеек. Также является автором
стандартных марок 1906 года номиналом в 5 и 10 рублей, серии марок 1909—1911
годов. В 1913 году вместе с И.Я. Билибиным и Е.Е. Лансере Р. участвовал в
создании юбилейного выпуска, посвящённого 300-летию дома Романовых. Он — автор
рисунков пяти марок (2, 3, 10, 20 копеек и 5 рублей). В ноябре 1914 года
состоялся первый выпуск марок из серии «В пользу воинов и их семейств», автором
рисунка которых был Рихард Зариньш. Позднее, в 1915—1916 годах, был осуществлён
дополнительный выпуск этой серии.
Стал автором первых революционных марок Советской России «Освобождённая », или «Рука с мечом, разрубающим цепь». Марка синего цвета стоила 35 копеек, коричневого - 70 копеек.
На его счету марки первого пропагандистского выпуска для Белорусской Народной Республики (1920).
В ноябре
1922 года эскизы, поданные им на конкурс «Четыре способа отправления» в 1914
году, были использованы для почтово-благотворительного выпуска «В помощь
населению, пострадавшему от неурожая».
Кроме того,
орнаментальная рамка по эскизу Р. Зариньша использована в выпуске СССР «Первая
годовщина со дня смерти В.И. Ленина» (1925, художник В. Завьялов).
После
переезда в Ригу много работал над рисунками латышских почтовых миниатюр. Из
созданных им 28 оригинальных почтовых марок Латвии выпущено 82 знака почтовой
оплаты различных номиналов.
Художнику
принадлежит дизайн ряда латвийских банкнот, а также нескольких латвийских
монет.
Награждён
Орденом Трёх звёзд третей степени (1926) и шведским Орденом Васы.
Серия
офортов «О чём шумят латвийские леса» (1908–1930) и лист цветного офорта
«Могила поэта» (до 1913 г.) стоят в одном ряду крупнейших творческих достижений
автора и служат свидетельством высокого художественного значения национального
искусства Латвии во многих международных проектах – на выставке латышского
искусства в Петрограде (1915) и Москве (1916), Стокгольме и Каунасе (1927),
Осло (1933), Хельсинки и Таллинне (1936), Варшаве и Тарту (1937). Это признание
продолжается и в наши дни – на выставках «Символизм и стиль модерн в изобразительном
искусстве Латвии» в Праге (2001), «Поднимаясь на своих крыльях» в Щецине
(2004/2005), Варшаве и Каунасе (обе в 2005 г.), «Эпоха символизма в Латвии» в
Брюсселе (2010) и Люксембурге (2010/2011), «Символизм и декаданс» в Стокгольме
(2015/2016), а также в посвящённом символизму в странах Балтии и реализованном
в рамках программы празднования столетия Латвийского государства проекте
«Неприрученные души» в Париже (музей Орсе, 2018), Таллинне (2018/2019) и Риге
(2020/2021).
Произведения
хранятся в Латвийском Национальном Музее Искусств, Музее Общества Художников в
Риге, в Государственном Русском Музее, в Музее Академии Искусств в
Санкт-Петербурге, а также в личных коллекциях.
Источники:
https://collection.ethnomuseum.ru/entity/PERSON/873759?index=15
http://www.lnmm.lv/ru/lnmm/poseti/vistavki/7708-rikhard-zarinsh-18691939-o-chiom-shumiat-latviiskiie-liesa
https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/10453/lot/27225/Rihards-Zariņš-Рихард-Зариньш?lang=ru
https://www.visitdaugavpils.lv/ru/personibas/rihards-zarins/
https://www.vitber.com/lot/18951
https://www.bestiary.us/images/kurbad-i-sumpurnis-kurbads-un-sumpurnis-ofort-rikharda-zarinsha-iz-tsikla-ko-latvijas-mezi-sa
https://museum.goznak.ru/content/news/753/
https://coyoteodin.livejournal.com/62330.html
https://artchive.ru/artists/30949~Rikhard_Germanovich_Zarin'_Zarrin
https://s30983408019.mirtesen.ru/blog/43427163253/Rihard-Zarinsh---avtor-
«Katenki»-i-«Petrushi»
https://www.antonia.lv/ru/grafika/zarinsh-rihard/dom-vedmy-iz-cikla-latviiskie-lesa-shelestjat-9350/
Комментариев нет:
Отправить комментарий