Кибальчич
(Русаков) Владимир Викторович (Влади)
Kibaltchitch (Kibalchich-Rusakov) Vladimir (Vladi)
1920—2005
Россия,
Франция, Мексика
почетный
член Российской академии художеств
Родился 15
июня 1920 года в Петрограде.
Сын
писателя, переводчика и левого политического деятеля Виктора Наполеона
Кибальчича (1890–1947), писавшего под псевдонимом Виктор Серж (Victor Serge), и
Любови Русаковой. Внук народовольца Льва Кибальчича, эмигрировавшего в Бельгию.
В 1933 году попадает
в Оренбург, куда был выслан его отец, как один из активистов «левой оппозиции».
В 1936 году вместе с родителями эмигрировал из СССР. После недолгого пребывания
в Бельгии семья перебралась во Францию. Художественное образование получил в Париже,
в ателье у художников Ж. Лакасса, В. Браунера, скульптора Аристида Майоля и др.
Начинает заниматься цветной литографией и выступает под псевдонимом «Влади».
Во время
Второй мировой войны переехал в Марсель, откуда в 1943 бежал с отцом через о.
Мартиника, Доминиканскую Республику и Кубу в Мексику (мать осталась во Франции
и в том же году скончалась в психиатрической клинике в Экс-ан-Провансе). Их
виза для проживания в Мексике была получена с помощью президента Лазаро
Карденаса, одного из генералов мексиканской революции. Обосновался с отцом в
Мехико. В 1945 женился на мексиканке Исабель Диас Фабела и через несколько лет
получил мексиканское гражданство.
В 1945
провел первую персональную выставку в Instituto Francés de América Latina, за
которой последовали другие. Принимал участие во многих групповых выставках
мексиканских художников, участвовал в международных выставках в Европе, странах
Латинской Америки и США. Неоднократно получал престижные премии, в 1968 году –
стипендию Гуггенхайма, благодаря которой провел год в Нью-Йорке. Там встречался
с Марком Ротко, работы которого произвели на него сильное впечатление.
Влади становится
знаменитым, работая в области монументального искусства. Создал росписи
университета в Мехико, Мексиканского выставочного павильона на международной
ярмарке в Токио, более 10 лет работал над оформлением читального зала
библиотеки в Мексике, Национального дворца в Манагуа.
Занимался
станковой и монументальной живописью, а также акварелью, гравюрой и
литографией. Испытал влияние мексиканской фресковой живописи и французского
сюрреализма, позже экспериментировал с абстракцией, сохраняя фигуративные
элементы. В поздней живописи наличествуют черты экспрессионизма и отсылки к
образцам итальянского возрождения, к искусству голландцев и фламандцев.
Некоторые его работы отмечены духом эротизма, другие имеют социально-политическую
окраску (например, триптих, посвященный Троцкому). Среди его главных достижений
– роспись главного зала библиотеки имени Мигеля Лердо де Техада (Biblioteca
Miguel Lerdo de Tejada) в Мехико размером около 2000 кв. м. (1973–1982). Позже
исполнил еще несколько монументальных росписей социального звучания, однако они
были уничтожены в связи с его открытой поддержкой леворадикального
оппозиционного движения сапатистов.
Много
путешествовал по Мексике. В 1950, 1964–1965 и 1969 году совершил путешествия по
Европе, посетив Нидерланды, Бельгию, Югославию, Испанию, Италию, Англию и
Францию, Португалию. В 1989 году побывал в СССР, чтобы настаивать на
реабилитации Троцкого и Виктора Сержа. В 1990 году обосновался в Куэрнаваке, в
своем загородном доме с большой студией.
В 1986 году
провел большую персональную ретроспективу в Palacio de Bellas Artes, в 2000 году
– ретроспективную выставку графических работ в Museo de Arte Moderno (Мехико).
Его творчеству посвящена постоянная экспозиция Музея современного искусства в
Монреале.
В том же году
в Оренбургском областном краеведческом музее открылась выставка «Кибальчичи:
отец и сын». В июне–июле 2005 года, в самый канун смерти художника, его
выставка прошла в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве.
В 2004 году пожертвовал
значительную часть своих произведений (4600 картин, рисунков и гравюр)
Национальному институту искусств (Nacional de Bellas Artes) в Мехико. Около
1000 работ входят в состав Centro Vlady в Universitead Autónoma de la Ciudad de
México (UACM), открытого в 2005 году его вдовой и племянником Карлосом Диасом.
В UACM размещена постоянная коллекция его картин, гравюр, литографий и
рисунков.
Его искусство
— интересное слияние различных культур: мексиканской, русской, европейской. Его
творчество поражает своей разноплановостью. Тяга к монументальным росписям
соседствует с акварельными и карандашными рисунками, чернильными набросками.
Для художника офорт — мощное средство художественного самовыражения, способное
передать и фантастику, и самые глубокие истины.
Виртуозное
мастерство художника проявляется в умении передать сложное, полное напряженной
экспрессии движение, использовать выразительные контрасты черного и белого,
создавать определенное эмоциональное состояние. Большинство графических листов
носит сюрреалистический характер, деформирована структура предметов, изменен
строй пространства. Привлекает внимание серия пейзажей, напоминающих пейзажи
скал. Ощущение атмосферы перед бурей, стихии воды и камня выражено мастером в
этих офортах. Автопортреты художника выполнены в традициях европейского
классического искусства. В пейзажах и автопортретах сказывается влияние
искусства Возрождения. Он считается непревзойденным мастером эротической
гравюры. Многие работы посвящены историческим лицам и событиям, связанным с
ними.
Несмотря на
заслуженное признание в мире, художник никогда не переставал надеяться, что его
произведения станут, наконец, известны на родине – в России. В последнее время
мастер часто повторял, что хотел бы вернуться со своим искусством к российскому
зрителю через город детства и ссылки отца в Оренбург. Это произошло в 2003 году
при содействии Благотворительного Фонда «Евразия». Мастером было передано через
Фонд 145 офортов для Оренбургского музея изобразительных искусств.
Скульптор
Эрнст Неизвестный считает Влади одним из величайших художников современности.
В 1998
награжден французским орденом Искусств и словесности.
В 2000 году
был признан в Мексике человеком тысячелетия в области изобразительных искусств.
Искусствоведы
называют его «Рембрандтом современности» за великолепную технику исполнения
офортов.
Давид
Сикейрос называл Влади гением цвета.
В 2002 году
избран Почетным членом Российской Академии художеств
Источники:
https://artrz.ru/1805348518.html
http://omizo.ru/vistavki/vse-vyistavki/vyistavka-gravyura.-vladimir-kibalchich-(vladi)-(1920-2005).html?searched=кибальчич&advsearch=oneword&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1
https://rg.ru/2020/06/15/segodnia-ispolniaetsia-100-let-vladimiru-kibalchichu.html
https://vk.com/photo-25069181_320935420
https://www.rah.ru/news/detail.php?ID=55820
http://omizo.ru/kollekczii/vladimir-kibalchich-%28vladi%29%281920-2005%29.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий