пятница, 5 февраля 2021 г.

Кибальчич (Русаков) Владимир Викторович (Влади)


 







Кибальчич (Русаков) Владимир Викторович (Влади)

Kibaltchitch (Kibalchich-Rusakov) Vladimir (Vladi)

1920—2005

Россия, Франция, Мексика

почетный член Российской академии художеств


Родился 15 июня 1920 года в Петрограде.

Сын писателя, переводчика и левого политического деятеля Виктора Наполеона Кибальчича (1890–1947), писавшего под псевдонимом Виктор Серж (Victor Serge), и Любови Русаковой. Внук народовольца Льва Кибальчича, эмигрировавшего в Бельгию.

В 1933 году попадает в Оренбург, куда был выслан его отец, как один из активистов «левой оппозиции». В 1936 году вместе с родителями эмигрировал из СССР. После недолгого пребывания в Бельгии семья перебралась во Францию. Художественное образование получил в Париже, в ателье у художников Ж. Лакасса, В. Браунера, скульптора Аристида Майоля и др. Начинает заниматься цветной литографией и выступает под псевдонимом «Влади».

Во время Второй мировой войны переехал в Марсель, откуда в 1943 бежал с отцом через о. Мартиника, Доминиканскую Республику и Кубу в Мексику (мать осталась во Франции и в том же году скончалась в психиатрической клинике в Экс-ан-Провансе). Их виза для проживания в Мексике была получена с помощью президента Лазаро Карденаса, одного из генералов мексиканской революции. Обосновался с отцом в Мехико. В 1945 женился на мексиканке Исабель Диас Фабела и через несколько лет получил мексиканское гражданство.

В 1945 провел первую персональную выставку в Instituto Francés de América Latina, за которой последовали другие. Принимал участие во многих групповых выставках мексиканских художников, участвовал в международных выставках в Европе, странах Латинской Америки и США. Неоднократно получал престижные премии, в 1968 году – стипендию Гуггенхайма, благодаря которой провел год в Нью-Йорке. Там встречался с Марком Ротко, работы которого произвели на него сильное впечатление.

Влади становится знаменитым, работая в области монументального искусства. Создал росписи университета в Мехико, Мексиканского выставочного павильона на международной ярмарке в Токио, более 10 лет работал над оформлением читального зала библиотеки в Мексике, Национального дворца в Манагуа.

Занимался станковой и монументальной живописью, а также акварелью, гравюрой и литографией. Испытал влияние мексиканской фресковой живописи и французского сюрреализма, позже экспериментировал с абстракцией, сохраняя фигуративные элементы. В поздней живописи наличествуют черты экспрессионизма и отсылки к образцам итальянского возрождения, к искусству голландцев и фламандцев. Некоторые его работы отмечены духом эротизма, другие имеют социально-политическую окраску (например, триптих, посвященный Троцкому). Среди его главных достижений – роспись главного зала библиотеки имени Мигеля Лердо де Техада (Biblioteca Miguel Lerdo de Tejada) в Мехико размером около 2000 кв. м. (1973–1982). Позже исполнил еще несколько монументальных росписей социального звучания, однако они были уничтожены в связи с его открытой поддержкой леворадикального оппозиционного движения сапатистов.

Много путешествовал по Мексике. В 1950, 1964–1965 и 1969 году совершил путешествия по Европе, посетив Нидерланды, Бельгию, Югославию, Испанию, Италию, Англию и Францию, Португалию. В 1989 году побывал в СССР, чтобы настаивать на реабилитации Троцкого и Виктора Сержа. В 1990 году обосновался в Куэрнаваке, в своем загородном доме с большой студией.

В 1986 году провел большую персональную ретроспективу в Palacio de Bellas Artes, в 2000 году – ретроспективную выставку графических работ в Museo de Arte Moderno (Мехико). Его творчеству посвящена постоянная экспозиция Музея современного искусства в Монреале.

В том же году в Оренбургском областном краеведческом музее открылась выставка «Кибальчичи: отец и сын». В июне–июле 2005 года, в самый канун смерти художника, его выставка прошла в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве.

В 2004 году пожертвовал значительную часть своих произведений (4600 картин, рисунков и гравюр) Национальному институту искусств (Nacional de Bellas Artes) в Мехико. Около 1000 работ входят в состав Centro Vlady в Universitead Autónoma de la Ciudad de México (UACM), открытого в 2005 году его вдовой и племянником Карлосом Диасом. В UACM размещена постоянная коллекция его картин, гравюр, литографий и рисунков.

Его искусство — интересное слияние различных культур: мексиканской, русской, европейской. Его творчество поражает своей разноплановостью. Тяга к монументальным росписям соседствует с акварельными и карандашными рисунками, чернильными набросками. Для художника офорт — мощное средство художественного самовыражения, способное передать и фантастику, и самые глубокие истины.

Виртуозное мастерство художника проявляется в умении передать сложное, полное напряженной экспрессии движение, использовать выразительные контрасты черного и белого, создавать определенное эмоциональное состояние. Большинство графических листов носит сюрреалистический характер, деформирована структура предметов, изменен строй пространства. Привлекает внимание серия пейзажей, напоминающих пейзажи скал. Ощущение атмосферы перед бурей, стихии воды и камня выражено мастером в этих офортах. Автопортреты художника выполнены в традициях европейского классического искусства. В пейзажах и автопортретах сказывается влияние искусства Возрождения. Он считается непревзойденным мастером эротической гравюры. Многие работы посвящены историческим лицам и событиям, связанным с ними.

Несмотря на заслуженное признание в мире, художник никогда не переставал надеяться, что его произведения станут, наконец, известны на родине – в России. В последнее время мастер часто повторял, что хотел бы вернуться со своим искусством к российскому зрителю через город детства и ссылки отца в Оренбург. Это произошло в 2003 году при содействии Благотворительного Фонда «Евразия». Мастером было передано через Фонд 145 офортов для Оренбургского музея изобразительных искусств.

Скульптор Эрнст Неизвестный считает Влади одним из величайших художников современности.

В 1998 награжден французским орденом Искусств и словесности.

В 2000 году был признан в Мексике человеком тысячелетия в области изобразительных искусств.

Искусствоведы называют его «Рембрандтом современности» за великолепную технику исполнения офортов.

Давид Сикейрос называл Влади гением цвета.

В 2002 году избран Почетным членом Российской Академии художеств

Источники:

https://artrz.ru/1805348518.html

http://omizo.ru/vistavki/vse-vyistavki/vyistavka-gravyura.-vladimir-kibalchich-(vladi)-(1920-2005).html?searched=кибальчич&advsearch=oneword&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1

https://rg.ru/2020/06/15/segodnia-ispolniaetsia-100-let-vladimiru-kibalchichu.html

https://vk.com/photo-25069181_320935420

https://www.rah.ru/news/detail.php?ID=55820

http://omizo.ru/kollekczii/vladimir-kibalchich-%28vladi%29%281920-2005%29.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий