«Задолго до постперестроечного движения за возрождение культуры саха якутские графики обратились к древней культуре своего народа, и среди них признанным лидером был Владимир Карамзин. Для него традиции не были фольклорным материалом для изучения прошлого, а были частью еще сохранившегося образа жизни, он тонко подмечал их в быту, лицах, поведении людей, и сам жил в этой атмосфере.
Была,
конечно, и доля художественной фантазии, без которой не может быть искусства.
Особенно это ярко проявляется в серии офортов «Праздник Ысыах» (1968),
выполненных в технике травленого штриха, где Карамзин изображает кумысопитие,
хороводный танец осуохай, игру на хомусе и спортивные игры. Художник выступает
не в роли наблюдателя и интерпретатора национального праздника, а сам является
его жизнерадостным участником. Все листы вновь «звучат» в ритме народных
мелодий, а их стилистика и фактура напоминают произведения народного искусства»
З.И. Унарова
Карамзин Владимир Семёнович
1930 – 2013
народный
художник России
Родился 31 января 1930 года в с. Хатассы.
В 1956 году
окончил Якутское художественное училище.
Член
Союза Художников СССР с 1967 года.
С 1956 по
1985 гг. трудился в системе художественно-производственных мастерских Худфонда
РСФСР.
Он автор
произведений, посвященных истокам народной памяти – героическому эпосу
«Олонхо», истории, фольклору народа саха. Автор воссоздает структуру устного
творчества, празднеств, ритуалов и обычаев в решениях, близких народному
мышлению, национальному мировосприятию и эстетических понятий Красоты и Памяти.
Художник
работал в области графики, монументально-декоративного оформления, живописи,
книжной иллюстрации.
К живописи он
обратился в годы перестройки и работал в жанре лирического пейзажа и портрета.
В 1960-х –
начале 1970-х гг. графической манере свойственны лаконичность и обобщенность
образного языка, смещение пропорций, условное решение деталей,
плоскостность изображения и красочная декоративность. Широко известны его серии
линогравюр «Якутские народные песни», 1967; серии офортов «Якутский героический
эпос», 1969; «Сенокос», 1970; «Праздник серпа и молота», 1973 и др. В своем
творчестве неоднократно обращается к
теме празднеств – стихии полнокровной и жизнеутверждающей сферы бытия (серия офортов «Праздник ысыах», 1968; литографии
«Праздник лета», 1976; цветные линогравюры «Земляки», 1987 и др.).
В середине
1970-х годов расширяется круг творческого внимания, усложняются пластические
приемы, обозначается тяготение к объемности в сериях «Праздник лета» (1976), «Якутские
вечера» (1978). В поисках новых выразительных средств в 1980-е годы график
вводит цвет в серии линогравюр «Якутские орнаменты» (1984), «Летняя пора»
(1986), «Земляки» (1989), применяет смешанную технику в серии «Легенда о
Манчары» (травленый штрих, линогравюра, 1988).
О
многогранности творческой личности свидетельствуют его книжные иллюстрации к
произведениям якутских художников и героическому эпосу «Нюргун Боотур
Стремительный», ставшие классикой, монументальные росписи на тему олонхо
в литературном музее, в здании педучилища №1 в Якутске,
рельефы на фасаде здания объединения «Якутзолото», Якутск; на Мемориале площади
Марата в честь павших борцов за советскую власть в годы гражданской войны,
Якутск.
За большой
личный вклад в развитие изобразительного искусства награжден медалью и
Почетными грамотами. Ему присвоено в 1979 году почетное звание «Заслуженный
деятель искусств ЯАССР», в 1982 – «Заслуженный художник РСФСР», в 2007 –
«Народный художник РС (Якутия)».
С 1962 года
произведения художника постоянно экспонируются на всесоюзных, всероссийских,
республиканских выставках, а также показывались за рубежом: в Австрии, Канаде,
Румынии, Кубе, Монголии, Швейцарии. Персональные выставки графика состоялись в
Якутске (1980, 1990, 1995, 2000, 2005), в Москве (1981).
Произведения
хранятся в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), Третьяковской картинной
галерее, художественных музеях России и Дирекции выставок Союза художников России
в Москве, в частных коллекциях многих стран.
Источники:
https://news.ykt.ru/article/16304
https://dnevniki.ykt.ru/sakhamuseum/1150144
https://pandia.ru/text/77/309/52272.php
https://virtualrm.spb.ru/ru/node/14437
Комментариев нет:
Отправить комментарий