понедельник, 11 января 2021 г.

Карамзин Владимир Семёнович

 «Задолго до постперестроечного движения за возрождение культуры саха якутские графики обратились к древней культуре своего народа, и среди них признанным лидером был Владимир Карамзин. Для него традиции не были фольклорным материалом для изучения прошлого, а были частью еще сохранившегося образа жизни, он тонко подмечал их в быту, лицах, поведении людей, и сам жил в этой атмосфере.

Была, конечно, и доля художественной фантазии, без которой не может быть искусства. Особенно это ярко проявляется в серии офортов «Праздник Ысыах» (1968), выполненных в технике травленого штриха, где Карамзин изображает кумысопитие, хороводный танец осуохай, игру на хомусе и спортивные игры. Художник выступает не в роли наблюдателя и интерпретатора национального праздника, а сам является его жизнерадостным участником. Все листы вновь «звучат» в ритме народных мелодий, а их стилистика и фактура напоминают произведения народного искусства»

З.И. Унарова



 

Карамзин Владимир Семёнович

1930 – 2013

народный художник России

 

Родился 31 января 1930 года в с. Хатассы.

В 1956 году окончил Якутское художественное училище.

Член Союза Художников СССР с 1967 года.

С 1956 по 1985 гг. трудился в системе художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР.

Он автор произведений, посвященных истокам народной памяти – героическому эпосу «Олонхо», истории, фольклору народа саха. Автор воссоздает структуру устного творчества, празднеств, ритуалов и обычаев в решениях, близких народному мышлению, национальному мировосприятию и эстетических понятий Красоты и Памяти.

Художник работал в области графики, монументально-декоративного оформления, живописи, книжной иллюстрации.

К живописи он обратился в годы перестройки и работал в жанре лирического пейзажа и портрета.

В 1960-х – начале 1970-х гг. графической манере свойственны лаконичность и обобщенность образного языка, смещение пропорций, условное решение деталей, плоскостность изображения и красочная декоративность. Широко известны его серии линогравюр «Якутские народные песни», 1967; серии офортов «Якутский героический эпос», 1969; «Сенокос», 1970; «Праздник серпа и молота», 1973 и др. В своем творчестве  неоднократно обращается к теме празднеств – стихии полнокровной и жизнеутверждающей сферы бытия (серия офортов «Праздник ысыах», 1968; литографии «Праздник лета», 1976; цветные линогравюры «Земляки», 1987 и др.).

В середине 1970-х годов расширяется круг творческого внимания, усложняются пластические приемы, обозначается тяготение к объемности в сериях «Праздник лета» (1976), «Якутские вечера» (1978). В поисках новых выразительных средств в 1980-е годы график вводит цвет в серии линогравюр «Якутские орнаменты» (1984), «Летняя пора» (1986), «Земляки» (1989), применяет смешанную технику в серии «Легенда о Манчары» (травленый штрих, линогравюра, 1988).

О многогранности творческой личности свидетельствуют его книжные иллюстрации к произведениям якутских художников и героическому эпосу «Нюргун Боотур Стремительный», ставшие классикой, монументальные росписи на тему олонхо в литературном музее, в здании педучилища №1 в Якутске, рельефы на фасаде здания объединения «Якутзолото», Якутск; на Мемориале площади Марата в честь павших борцов за советскую власть в годы гражданской войны, Якутск.

За большой личный вклад в развитие изобразительного искусства награжден медалью и Почетными грамотами. Ему присвоено в 1979 году почетное звание «Заслуженный деятель искусств ЯАССР», в 1982 – «Заслуженный художник РСФСР», в 2007 – «Народный художник РС (Якутия)».

С 1962 года произведения художника постоянно экспонируются на всесоюзных, всероссийских, республиканских выставках, а также показывались за рубежом: в Австрии, Канаде, Румынии, Кубе, Монголии, Швейцарии. Персональные выставки графика состоялись в Якутске (1980, 1990, 1995, 2000, 2005), в Москве (1981).

Произведения хранятся в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия), Третьяковской картинной галерее, художественных музеях России и Дирекции выставок Союза художников России в Москве, в частных коллекциях многих стран.

Источники:

https://news.ykt.ru/article/16304

https://dnevniki.ykt.ru/sakhamuseum/1150144

https://pandia.ru/text/77/309/52272.php

https://virtualrm.spb.ru/ru/node/14437

Комментариев нет:

Отправить комментарий