четверг, 10 декабря 2020 г.

Зачем Евгении Васильевой звание почетного академика


Присвоение Евгении Васильевой, известной по делу «Оборонсервиса», звания почетного академика Российский академии художеств вновь поднимает вопрос о том, как и кому вручают в России подобные титулы и зачем это делают руководители столь уважаемых организаций

На прошлой неделе стало известно, что бывшая фигурантка дела о многомиллиардных хищениях, в прошлом дама сердца экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова Евгения Васильева стала почетным академиком Российской академии художеств. Фото Васильевой в мантии, с дипломом в руках и в компании руководителя отделения новейших художественных течений академии Василия Церетели и первого вице-президента академии Василия Калинина облетело все СМИ и паблики. Сам Церетели в ответ на вопрос, как отразилось уголовное прошлое Васильевой на решении академии, ответил примерно в том смысле, что никак. Свои слова он подкрепил соображениями, что Васильева, дескать, рисует с детства, у нее было «много зарубежных выставок» и «она трудоголик». Несмотря на эту апологетику, список заслуг, достаточных для получения звания академика, получился коротковат.

В «Википедии» упоминаются выставки Васильевой в епархиальном музее города Кальтаджироне, в палаццо Бембо, на Венецианской биеннале, Лондонской биеннале искусств, в галерее Saatchi, в Южной Корее, в Греции, в Государственном музее Востока в Москве и, конечно же, в Московском музее современного искусства, возглавляемом самим Василием Церетели.

До скандального дела «Оборонсервиса» о художественном таланте Васильевой практически никто не знал не только за пределами нашей страны, но и внутри нее, за исключением, вероятно, близких друзей и знакомых. В прессе распространялись сведения, что пиар-продвижением Васильевой как живописца занимались диссидент-публицист Игорь Дудинский и галерист Елизавета Плавинская. Дудинский, похоже, где-то опровергал эти «домыслы». Так это или нет, но Дудинский — даже в дуэте с Плавинской — вряд ли смогли бы устроить так, чтобы в 2018 году Васильева сумела разом окончить факультет искусств МГУ им. М. В. Ломоносова, Британскую высшую школу дизайна, лондонский Открытый колледж искусств и аспирантуру МГУ. На сайте Открытого колледжа искусств в Лондоне сообщается, что сдавать экзамены можно и в России, а также буквально следующее (орфография и пунктуация сохранены): «Поразительный факт, но не смотря на то, что требования к желающим поступить в Лондонский Университет Искусств достаточно высоки, принимают практически всех. Достаточно убедить координатора, который решает, принять вас или нет, что ваше мышление достаточно самобытно».

Лошадь (художественное образование), наспех привязанная позади телеги (творческой биографии) — это, безусловно, не самый лучший пиар, если речь не идет о самоучке и самородке, которому зачем-то вдруг понадобилось первое в момент расцвета второго. А в случае с Евгенией Васильевой, сколько бы ни распинался Василий Церетели про «рисовала с детства», речь об этом совершенно не идет: до 2014 года о ней как о художнике ничего не известно.

Но, похоже, речь следует вести уже не столько о пиаре Васильевой, сколько о пиаре Академии художеств. Согласно ее уставу, членами академии могут стать не только «выдающиеся деятели культуры и искусства», но и «лица, которые своей активной просветительской, общественной, благотворительной и спонсорской деятельностью вносят значительный вклад в развитие академии и российской культуры в целом». Шум, поднятый вокруг утверждения Васильевой, свидетельствует, что она проходит по первому пункту. Однако шум ничуть не смущает академиков. Несколько лет назад уже случился скандал с превращением Васильевой в члена Международного художественного фонда. Он для нее ничем особенным не закончился, равно как и само дело «Оборонсервиса» — сложно назвать отбывание наказания в колонии в течение месяца с небольшим с последующим освобождением по УДО чем-то серьезным. После чего повелительница Фемиды, вероятно, решила стать повелительницей муз.

До дела «Оборонсервиса» Васильева могла бы стать академиком РАЕН (членом этой общественной организации ради пиара не становился только ленивый), или доктором юридических наук (у Васильевой юридическое образование), или заслуженным строителем России (Васильева совмещала должности советника главы московского стройкомплекса В. И. Ресина и руководителя санкт-петербургского филиала СУ-155), или получить, на худой конец, МВА (Сердюков говорил, что она обладает хорошими деловыми качествами и организаторскими способностями). Ничего этого не случилось. Васильева не слишком была озабочена пиаром, если не считать, конечно, ордена Почета, который в 2012 году вручил ей президент Медведев.

Тяга к признанию началась после коррупционного скандала, и очень быстро выяснилось, что культурные институции готовы распластаться перед Евгенией Васильевой. Подозрения, что делают они это небескорыстно, лишь добавляли хайпа. Совсем недавно директор Мультимедиа-арт-музея Ольга Свиблова заявила, что устроит выставку Васильевой, «наплевав на народную молву».

Человек, который не понимает, как устроен арт-рынок, в том числе мировой, и в какой степени он подчиняется законам хайпа, а в какой — законам денег, и чем художник, участвующий, скажем, в биеннале, схож с писателем, издающим за свои деньги свои же произведения, воспринимает все эти новости с некоторой растерянностью. Ему кажется, что уж по меньшей мере бывший директор Московского дома фотографии, ныне руководитель Мультимедиа-арт-музея должен руководствоваться иными критериями, равно как и президиум Академии художеств, в котором, кстати, все же нашлись люди, с недоумением воспринявшие членство Васильевой. Вкус — штука субъективная, но, помноженный на авторитет, вкус претендует на объективность и универсальность, и именно эта универсальность и утверждается в своем праве, когда Васильева получает академический диплом.

Полностью статья Карена Газаряна опубликована 13 октября 2020 года в издании «Сноб» - https://snob.ru/entry/198996/

Комментариев нет:

Отправить комментарий