воскресенье, 13 сентября 2020 г.

Офорты и самоклейки


Независимая Газета
Печатная версия
11.01.2006

Офорты и самоклейки
Лев Шпринц

Экслибрис – не только занятная и красивая картинка, призванная украсить книгу. Это и свидетельство высокого вкуса владельца, и некий гарант сохранения вашего книжного богатства в будущем.

Современный книжный знак может быть любых исторически выработанных типов и видов. Вообще экслибрисы бывают геральдическими, вензельными, сюжетными (жанровыми) и шрифтовыми. Наиболее распространенный тип экслибриса – сюжетный. Его отличительной чертой является графически оформленное символическое содержание, которое, как мы говорили, призвано отражать личностное начало – интересы, вкусы, характер и индивидуальные черты его владельца. Причем при всей той огромной роли, которую играет художник, в книжном знаке все же главное – это отраженный в этом миниатюрном шедевре графического искусства владелец экслибриса, его внутренний мир.

Экслибрис С.Храпова
Кстати, владелец не всегда должен быть обозначен полными данными (фамилия, имя), вполне можно обойтись и одними инициалами, а то и вовсе без них. В принципе книжный знак, выполненный талантливым художником, должен «читаться» и без указаний персоналий владельца.

Что касается способов изготовления, то экслибрис может быть выполнен во всех известных печатных техниках – гравюре на дереве, гравюре на линолеуме, в офорте, литографии, цинкографии и т.д. Но наиболее распространенной техникой была и остается ксилография, гравюра на дереве. Изготовление такого книжного знака в настоящее время может стоить от 100 до 150–200 долларов. В эту сумму входит само изготовление и авторский тираж, как правило, это десяток-другой оттисков. Оттиски авторского тиража обычно подписываются художником.

Экслибрис можно приобрести в виде предварительно оговоренного тиража (тогда за новыми оттисками снова нужно будет обращаться к художнику) и как тираж вместе с авторской доской, с которой можно в любое время и в любом количестве (ограниченном, правда, износом доски) отпечатать новые экземпляры. Естественно, что второй способ существенно дороже.

Экслибрис в подарок

Экслибрис Л.Зорина
Самой распространенной техникой изготовления экслибрисов была и остается ксилография – гравюра на дереве. Более серьезная техника изготовления экслибрисов – это офорт и его разновидности (меццо-тинто, сухая игла и др.). Такой книжный знак обойдется своему владельцу долларов в 400–600, к тому же общий тираж его будет намного меньше (50–70 экз.) Да и сами офортные оттиски стоят дороже ксилографических. Поэтому далеко не каждый библиофил может себе позволить такой книжный знак. А существуют ведь еще экслибрисы, выполненные в технике цветного офорта, либо раскрашенные художником от руки, что еще больше удорожает такие книжные знаки. Поэтому офортные экслибрисы заказывают в основном как престижные подарки большим начальникам или хорошим и «нужным» людям.

На другом ценовом полюсе располагаются совсем дешевые, бюджетные экслибрисы в виде оттиска резинового штампа. Причем такие экслибрисы также могут быть сюжетными. Современная техника позволяет изготовлять полимерные штампы очень высокого качества, в которых возможно реализовать и самый сложный художественный замысел. Это удовольствие доступно книжному любителю любого достатка. Разработка и изготовление такого художественного штампа стоит 80–100 долларов. В последнее время начали появляться экслибрисы, выполненные с помощью компьютерных технологий. Отпечатанные цифровым способом, как правило, на самоклеящейся бумаге, такие современные книжные знаки выглядят очень эффектно, тем не менее, все же больше ценятся экслибрисы, выполненные в традиционных техниках и отпечатанные непосредственно с авторских досок.

Один отдельно взятый библиофил

Возникает законный вопрос: сколько экслибрисов нужно и можно иметь одному отдельно взятому библиофилу? Нужен, строго говоря, один – универсальный, который будет подходить для всех книг вашей библиотеки. Можно же иметь их неограниченное количество. Здесь важно соблюсти несколько простых правил, которые заключаются в том, что размер книжного знака должен соответствовать формату книги, а графическое его содержание не должно входить в противоречие с содержанием книги, в которую он вклеен. Например, нелепо будет выглядеть экслибрис с изображением отбойного молотка (как символ профессии владельца, он имеет вполне законное право на существование), вклеенный в изящную книгу с иллюстрациями фривольного характера, и наоборот, экслибрис эротического содержания немыслим в книге технической либо сугубо научной.

Экслибрис В.Зорина
И еще один важный и существенный вопрос: где и как поместить экслибрис в книге? По библиофильскому канону экслибрис (его бумажный оттиск) наклеивается во вполне определенном месте – на левом форзаце верхней крышки переплета книги (как правило, в верхнем левом углу). При этом важно проследить, чтобы в цветовом отношении экслибрис и форзац не диссонировали между собой, а клей был соответствующего сорта, не вызывающего со временем порчи книги и самого экслибриса. Экслибрис же в виде оттиска штампа размещается на титульном листе книги. Если книга уже имеет экслибрисы прежних владельцев, то новый книжный знак наклеивается (проставляется) рядом со старым.

В последнее время библиотеки и государственные хранилища также начали проявлять к экслибрисам определенный интерес. Многие их них проводят серьезную работу по выявлению и изучению книжных знаков. Формируются электронные базы, выпускаются каталоги экслибрисов, хранящихся в этих библиотеках. Все это делается для того, чтобы проследить судьбу значительных книжных собраний прошлого, реконструировать их состав. Кстати, это тоже одна из функций экслибриса – препятствовать распылению библиотеки после того, как ее владелец в силу тех или иных причин теряет контроль над ней

Источник:
https://www.ng.ru/accent/2006-01-11/9_ofort.html?print=Y

Комментариев нет:

Отправить комментарий