Не так
давно мне попалась на глаза нижеприведенная статья.
В ней
автор объясняет устройство современного художественного мира.
Дочитайте
до конца…
Продавцы вакуума
Культура
Москва, 05.03.2007
Максим
Кантор «Эксперт» №9 (550)
expert.ru/expert/2007/09/prodavcy_vakuuma/
«Искусство
становится искусством при возникновении чего-то иррационального. В результате
работы должно случиться чудо, тогда произведение оживет.
То, что
присовокупляется к вложенному художником труду, есть душа произведения. Если
картина не ожила, …значит, труд художника пропал напрасно — произведения
искусства не получилось. У подлинного художника все картины — живые и разные.
«Блудный сын» Рембрандта наделен иной душой, нежели «Иудейская невеста» того же
мастера или «Ночной дозор».
Когда
коллекционер приобретал «Блудного сына», он вступал в отношения именно с этой
картиной. Покупатель не заказывал «типичного Рембрандта» или «двух-трех поздних
Рембрандтов» — нет, он покупал именно «Блудного сына», оттого что душа
произведения была созвучна его душе, заставляла ее трепетать.
Так было
до возникновения рынка искусств. Натуральным обменом двигала любовь, предметом
интереса являлась душа произведения, воплощенная в образе.
Демографическая
проблема и демократическое общество изменили политику сбыта прекрасного: надо
создавать унифицированную продукцию и продавать ее как штучный товар.
Рынок
искусства возник недавно. Возрождение знало заказ, но рынка не было. До
семнадцатого века не существовало так называемого вторичного рынка — говорить
об обороте произведений искусства было невозможно. Сравнительная стоимость
выявлялась при обмене и вторичной продаже — а ни то, ни другое не практиковали.
Великий скульптор Донателло с горечью констатировал, что величие искусства
остается в прошлом: частный заказчик никогда не сравнится величием души с
храмом. Появление такого клиента означало возникновение менового рынка и, тем
самым, стандартизацию вкусов. Произведение должно быть таким, чтобы его захотел
и другой клиент, и чем больше желающих, тем лучше. Иначе говоря, оно должно
обладать некоей общественной душой, отвечать общественному сознанию.
Рынок
голландской живописи семнадцатого века есть прообраз рынка сегодняшнего: сотни
художников обрели тысячи заказчиков потому, что поняли (отчасти и
спроектировали) общественное сознание. Бюргеры захотели увидеть себя
запечатленными на полотнах — подобно тому, как прежде рисовали героев и
королей. Тщеславие зрителей было утешено тем, что неказистый ландшафт,
пошловатый достаток, вульгарный быт увековечены на правах мифологических сюжетов.
Сегодня,
покупая «актуально-радикально-мейнстримную» инсталляцию, обыватель тешит себя
тем, что встал в ряды модных людей, обладает раскрепощенным сознанием, идет в
ногу с прогрессом. Кураторы и галеристы подскажут доверчивому буржую, как
сделать интерьер прогрессивным, как разместить кляксы и полоски, чтобы создать
иллюзию авангардного мышления домовладельца. И голландский бюргер, и
современный капиталист будут очень обижены, если им скажут, что искусство, ими
облюбованное, есть апофеоз мещанства. Любопытно, что пятна, кляксы и закорючки
разом сделались понятными массе покупателей, как только выяснилось, что любовь
к ним есть признак прогрессивного мышления. Те, кто опознает себя в качестве
форпоста прогресса, будут расстроены, если им сообщат, что прогресса в
закорючках и кляксах — нет. Как, свободолюбивые закорючки — мещанство? Как это,
натюрморт с ветчиной — пошлость? А как же просвещение и свобода взглядов,
которые мы пестуем?
Если,
глядя на интерьеры и натюрморты, заурядный бюргер воображал свою жизнь
произведением искусства, то, глядя на страсти Рембрандта, обыватель видел
заурядность своей биографии.
Импрессионисты
еще больше снизили планку требований: производить великое для огромной массы
третьего сословия — невозможно. Для каждого адвоката, дантиста, риелтера
невозможно нарисовать «Взятие крестоносцами Константинополя», и не всякому
дантисту это событие интересно. Но пейзаж с ракитой нарисовать можно, спрос на
ракиты немереный. Любопытно, что обращение к уютной живописи было воспринято
как революционный переход к свободному самовыражению. Величественное заменили
на уютное (сообразно потребностям демократического общества) — и уютное стали
считать великим. Характерно, что великие «постимпрессионисты» (Сезанн, Ван Гог,
Гоген), то есть те, кто пытался вернуть уютному пейзажу героическое звучание,
рынком были отвергнуты.
Так
называемое актуальное искусство, обслуживающее современный средний класс,
завершило процесс. Теперь всякий может быть художником, всякий может стать
потребителем искусства, а стоимость произведения складывается из оборота общих
интересов. Новый средний класс хочет ярких символов свободы так же страстно,
как некогда голландский бюргер — натюрморта с ветчиной, а французский рантье —
пейзажа с ракитой. Дайте нам холст с полосками и свободолюбивую инсталляцию —
мы поставим это в новой квартире, и наши знакомые узнают, какие мы
прогрессивные люди. Мещанину нужно, чтобы ему говорили, что он велик и
свободен, а знать, чего стоит свобода или что где-то есть рабы, ему не
обязательно. В Средние века создание произведения искусства было занятием
трудоемким и дорогостоящим, а потребление конечного продукта — делом простым.
Прогресс все изменил. Понятие «произведение» заменили «проектом». Проект — это
сложносоставной продукт, это объединенные усилия галереи, рекламы, куратора,
художника, и собственно труд художника занимает в нем ничтожно малую часть.
Прежде различали картины, но не интересовались личностью автора, продавали
конкретные произведения, а не имена.
В новые
времена личность артиста, его социальная роль, степень модности важнее
произведения; рынок спешит донести до клиента, какую марку одежды артист
предпочитает, что пьет, где проводит каникулы; этим они и различаются, а
произведения — довольно похожи.
Сложносоставной
продукт, с которым имеет дело рынок искусств, по-прежнему именуется духовным,
но духовное содержание рынок переместил из произведения в область менеджмента.
Победившее третье сословие нуждалось в галереях, объясняющих клиентам, почему
данную картину надо покупать.
Впоследствии
галеристов потеснили кураторы — пришла пора механизации производства, массового
характера художественной деятельности, и потребовались контролеры, сортирующие
художественные потоки. Куратор — это уже не продавец, но менеджер по
маркетингу.
Характерно,
что профессия галериста при этом сохранилась, просто в искусстве возник еще
один посредник. Сегодняшний рынок увеличивает количество посредников при сбыте
товара обратно пропорционально труду, затраченному на изготовление продукта.
Труд художника сам по себе ничего не стоит, но, проходя через соответствующие
инстанции (мнение галереи, рекомендации кураторов, сертификаты музеев), он
превращается в товар. Причем каждая из инстанций имеет свой материальный
интерес и, соответственно, повышает товарную стоимость изделия.
Однако
сопутствующая деятельность (организация и презентация выставок, реклама,
пресса, транспорт, страховка, каталоги, фильмы и т. п.) требует огромных денег,
и стоимость этого процесса входит в совокупную цену произведения.
Соответственно, прибыль по отношению к себестоимости труда увеличивается в
разы: современное искусство, производящее неодушевленный товар, значительно
дороже искусства прежнего, которое возилось с процессом одушевления
произведения. Разумеется, прибыль от искусства целиком зависит от менеджмента.
Объявив данное искусство символом свободного самовыражения, куратор вправе
рассчитывать, что цивилизация (которая провозглашает свободу своей главной
целью) хорошо данный символ оплатит. Профессия куратора сделалась куда более важной
для искусства, нежели работа художника, — подобно тому, как деятельность
генерального менеджера нефтяной компании важнее для бизнеса, чем труд рабочего,
стоящего у помпы.
Подход к
искусству был таким же, как в нефтяной отрасли: брали дешевую природную
энергию, монополизировали добычу, повышали спрос, загоняли по спекулятивным
ценам. Этой дешевой энергией стало пресловутое «самовыражение», не обремененное
ни знаниями, ни умениями, ни старанием. То, что однажды было предложено
авангардом в качестве протеста против коммерциализации искусства, было
цивилизацией присвоено и использовано для наживы. Удобство данной энергии в
том, что она исключительно легко добывается — практически из любого персонажа, объявленного художником.
Разумеется, в этих условиях возрастает роль посредника — того, кто имеет право
выдавать сертификат на качество энергии.
Сначала
занялись авангардом двадцатых. На вторичный рынок выбросили немереное
количество продукта, производили его штабелями.
Известные
эксперты авангарда зарабатывали на атрибуциях подделок — это приносило
стабильный доход. Самодельный авангард отмывался через музейные выставки и
аукционы — и количество посредников в сделке не уступало цепочке лиц,
участвующих в реализации нефтепродуктов. Но подлинный расцвет художественного
рынка связан с постоянным производством дешевой энергии — так называемого
второго авангарда, символа свободы победившей демократии.
По сути,
стратегия современного художественного рынка повторяет стратегию финансовую:
замена золотого стандарта на бумажный эквивалент. Во имя движения вперед
следует напечатать много купюр без обеспечения, все равно завтрашний прогресс
заставит печатать новые.
Устаревшие
институты (Министерство культуры, союзы художников) были разумно замещены
«школами кураторов» — собраниями тех, кто инициировал художественный процесс.
Подобно тому, как золотоискатели огораживают колышками участок добычи, кураторы
обозначили участок девственной природы — будущую фабрику звезд. Отменить
предыдущую историю искусств, забыть унылых пейзажистов и портретистов было тем
легче, что за словосочетанием «союз художников» вставал призрак казарменного
общества. Но мы-то теперь строим общество свободы и прогресса! А прогресс можно
обслуживать только актуальным искусством, не так ли? Следует начать с нуля —
только с неокрепшими душами, не обремененными знаниями истории искусства, можно
шагнуть вперед. Так возник проект «актуального искусства», соответствующий
стандартам художественного рынка развитых капиталистических стран.
Правда, не
прошло и десяти лет, как новоявленные чиновники в точности воспроизвели
алгоритмы советской власти: вошли в советы и комиссии, стали друзьями мэра и
банкиров, обросли связями в правительстве. Теперь никого не смущает, что
правительственный скульптор Церетели открывает Музей современного искусства.
Какие могут быть противоречия? И то, и другое — актуальное искусство. Поскольку
демократическая цивилизация постулировала, что в искусстве есть прогресс, а
прогресс достигается самовыражением, появился прямой смысл рекрутировать
молодую рабочую силу — но и старых мастеров добычи забывать не следует. В конце
концов, самовыражение у всех одинаковое.
Незадолго
до смерти Пикассо опубликовал письмо, которое не любят цитировать, а когда
упоминают, выдают за шутку гения. Написал он следующее: «Настоящими художниками
были Джотто и Рембрандт, я же лишь клоун, который понял свое время». Пикассо
довольно желчно описал послевоенное поколение — мальчиков, которые любят новые
марки машин и спорт, зачем таким искусство? Феномен рынка искусств свелся к
перманентному развлечению — и надо этому соответствовать. Тот, кто сможет
кривляться, останется на плаву, «прочие не будут опознаны как художники».
У
галериста (как у всякого продавца) есть две несовместимые задачи: продвинуть
товар, но не дать производителю сменить посредника. Выполнить их просто,
поскольку художник создан галеристом, но и трудно, поскольку художник начинает
верить в то, что он творец. Официально, галерист забирает половину стоимости
продукта, на деле гораздо больше: художник оказывает покровителю массу
дополнительных услуг: декорирует резиденцию, сочиняет подарки к именинам,
публично демонстрирует преданность.
Галерист —
посредник, именно в качестве посредника востребован, но, чтобы его деятельность
была успешной, он должен представляться законодателем вкусов. Ситуация
забавная: зависимый человек, ищущий покровительства банкиров и чиновников
(галерист), опирается на стоящего ниже себя на социальной лестнице (художника),
чтобы улучшить собственный имидж.
Галерист
снабжает вывеску заведения перечнем «своих» художников — у крупных воротил
этого бизнеса такой список наполовину состоит из имен известных покойников.
Делают так затем, чтобы имена живых оказались в выигрышной компании. Скажем,
галерея приобретает литографию Пикассо и офорт Дали — вещи, вообще говоря,
тиражные. Однако это дает право в художниках галереи указывать Дали, Пикассо,
Пупкина и Попкина — незаурядный набор имен. Подобные перечни схожи с известным
списком Павла Ивановича Чичикова, но никто не хватает галериста за руку: все
вокруг торгуют мертвыми душами. Чтобы фальшивые списки поднялись в цене,
галерея пропускает собрание через музей — отмывает его так же, как рэкетир
неправедно нажитые деньги в ресторане и казино. Чтобы музей принял сомнительное
собрание, его директора связывают обязательствами правительственные чиновники и
банкиры. Чтобы банкир или чиновник был заинтересован в современном искусстве,
он должен бояться оказаться немодным и не соответствовать общему положению дел.
Ирония
ситуации состоит в том, что все участники современного художественного рынка
повязаны взаимным страхом и круговой порукой: невозможно одного из участников
уличить во вранье, чтобы не посыпалась вся сложная система отношений и
ценностей. Мои квадратики — неподлинные? Позвольте, а ваши рейтинги что,
настоящие? Мои рейтинги ненастоящие? А ваши деньги, простите, какого
происхождения? Нельзя сказать, что папы и короли былых времен были честнейшими
людьми, но они не были трусами, искусство заказывали от широты душевной — а не
пряча краденое. История искусств сохранила для потомков имена великих пап и
королей, незаурядных заказчиков великих творений; история искусств помнит
отчаянных коллекционеров, собиравших вопреки общему мнению непризнанные
шедевры. Однако история искусств практически не помнит владельцев галерей —
чтобы быть успешным, галерист должен проявлять такие человеческие качества,
которые величию не способствуют. Впрочем, современный рынок нуждается не в
величии, а в адекватности.
Ежегодно в
мире проходят десятки ярмарок, актуальное искусство устраивает смотры
достижений. Галереи, подобно домам моды, выставляют осенние и зимние коллекции
— предлагается соответствовать лучшим образцам. Парадокс состоит в том, что
лучшее не значит великое. Великие произведения больше никому не нужны: великое
ставит под сомнение продукцию соседа, быть великим невежливо и недемократично.
Комиссар биеннале авторитетно утверждает: великих художников больше нет. И не
нужны они свободному обществу — но сколь же возросла роль куратора! Вот куратор
стоит под лучами юпитеров, суровый человек, проницательный и адекватный.
Почему-то кураторы внешним видом своим копируют киногероев (тяга казаться
героическим сохранилась, хотя героизм и отменили) — они одеваются в темное,
сжимают губы в ниточку и буравят пространство взглядом. Можно подумать, они
сделали в жизни нечто бескомпромиссное и героическое, но нет, не сделали и
никогда не сделают. Их общественная роль — уберечь рынок от героического и
великого. Сообразно убеждениям и сущности кураторам бы надо носить байковые
пижамы в горошек, они же рядятся в черные бушлаты десантников.
Настало
время кураторов — не творцы, а они, некогда маленькие незаметные служащие,
теперь правят бал. Уж они искусству попомнят! Уж они поставят на место этих
выскочек. Вообразите такую страшную сказку: ожившую Галатею заставляют
окаменеть заново, из произведений искусства — картин, статуй, рисунков —
специальным прибором изымают душу, то самое «маленькое ощущение», которое искал
Сезанн. Отныне душой искусства (смыслом, содержанием, гордостью, страстью)
распоряжается ведомство кураторов. Отныне искусство будет дополнением к
концепциям кураторов, правда, у кураторов нет оригинальных концепций, кураторы
хороши тем, что они стандартные люди, — такая вот у нас сложилась ситуация.
…у
рыночного демократического общества задачи обширнее — величие изымается
отовсюду: из политики, из творчества, из жизни вообще. Рынку нужны адекватные
функционеры. Распространено мнение, будто рынок двигает искусство, помогает
выявить лучшее произведение. На деле все обстоит прямо наоборот — рынок всегда
способствовал забвению крупных художников, концентрируя внимание на салоне.
Салон (то есть усредненное представление о моде и потребностях общества)
побеждал всегда. Штучный товар рынку неинтересен: Боттичелли, Эль Греко,
Рембрандт были забыты и умерли в нищете. Один из величайших художников
человечества Козимо Тура (сегодняшний читатель не знает этого имени, зато
знаком с успешным фигурантом рынка Энди Уорхолом) на склоне лет писал жалкое
письмо, адресованное синьору Эрколе д’Эсте, в котором просил три (!) дуката. Не
получил. Судьбы Ван Гога, Модильяни, Филонова наглядно демонстрируют
возможности рынка.
Никакой
сегмент рынка не существует отдельно от рынка в целом, в том числе рынок
искусства непосредственно связан с основными пунктами торговли — рынком войны,
рынком власти, рынком финансов. Надо принять как факт то обстоятельство, что
нездоровое общество, принимающее неравенство и нищету внутри самого себя, но
вразумляющее далекие народы при помощи убийств, поощряет самовыражение своих
подданных в суммах, превышающих стоимость жизни многих бедных людей. Это не
такое сложное уравнение, как кажется. Человек, обученный считать прибыль, может
учесть и эти обстоятельства. Декоративная функция, которую выполняет искусство,
не случайна: многие вещи хорошо бы спрятать, о них хорошо бы не думать. Дикое
существование искусства в современном западном обществе довольно точно
воспроизводит феномен, описанный выражением «потемкинская деревня».
Мы живем в
мире, где стоимость не соответствует ценности, цена не соответствует качеству,
значение не соответствует внешнему виду. Рынок искусств успешно воспроизвел эти
обстоятельства внутри себя. Инсталляции Дамиена Херста стоят дороже, чем
картины Петрова-Водкина или Модильяни, бессмысленный холст Джексона Поллока
стоит больше, чем великий холст Рембрандта, — и это происходит ровно потому же,
почему пенсии дешевле, чем обед в ресторане.
Если
принять логику, по которой самое могущественное государство, являющееся
гарантом свободы в мире, законодателем моды, мерилом справедливости, тратит на
войну в десятки раз больше, чем на мир, — если принять эту логику за норму, то
можно пережить и логику художественного рынка»
Комментариев нет:
Отправить комментарий