понедельник, 28 октября 2019 г.

Шор Сарра Марковна









Автопортрет

Шор Сарра Марковна
1897–1981
живописец, график, театральный художник
Украина, Россия

Родилась в 1897 году, в городе Дубно, Волынской губерния (Украина).
Первые профессиональные уроки рисунка и живописи брала во время учебы в дубновской гимназии у преподававшего там черчение и рисование А.М. Рудченко, ссыльного студента Санкт-Петербургской Академии художеств.
В 1911 году поступила в Киевское художественное училище, в класс живописи И. Макушенко и Г. Дядченко. Во время учебы сблизилась с группой молодых художников-евреев (И. Рабинович, И. Б. Рыбак, А. Тышлер и другие), студентов училища, увлекавшихся современными течениями в искусстве.
Зимой 1914 года приняла участие в выставке «Кольцо», организованной видными художниками русского авангарда Александрой Экстер и А. Богомазовым.
После окончания училища в 1915 году была принята в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где занималась в классах Г. Залемана (1859-1919) и В. Маковского.
Летом 1917 года поехала на каникулы на Кавказ, в Александрополь (ныне - Ленинакан), и не смогла вернуться обратно из-за нарушения сообщения, вызванного политической нестабильностью. Там преподавала рисование в местной гимназии.
В августе 1918 года ей удалось перебраться на Украину, в Ходорков, где тогда жили ее родители. Весной 1919 года она приехала в Киев, работала в Театре Соловцова, подготовила эскизы декораций для экспериментальной труппы В. Кузы. Вероятно, с первых дней своего пребывания в Киеве она принимала участие в деятельности Художественной секции Културлиге. Идея создания «современного еврейского искусства», пафос экспериментального новаторства, определявшие атмосферу в Художественной секции, радикальным образом повлияли на творческую эволюцию Шор.
В ноябре 1923 года переехала в Москву и начала заниматься в мастерской А. Кравченко, изучив под его руководством технику офорта.
С 1925 года член общества «Четыре искусства».
В 1927 году оформила (совместно с А. Кравченко) оперу «Тайный брак» в московском Музыкальном театре имени В. Немировича-Данченко.
Во второй половине 1920-х годов работала также в области промышленного дизайна и выполнила ряд эскизов вышивок и тканей.
Если ее ранние произведения совмещают в себе влияние модерна (в частности, М. Врубеля) и классического европейского искусства («Автопортрет», 1918), то работы киевского периода свидетельствуют о решительном обращении художницы к приемам и стилистике кубофутуризма и экспрессионизма с использованием мотивов еврейского народного искусства. В этой манере выполнен целый ряд станковых произведений 1920-24 гг. («Восход», «Всадники»), а также эскизы декораций к спектаклю «Бар-Кохба» по пьесе А. Гольдфадена в Театральной студии Култур-лиге и иллюстрации для книг И. Кипниса на идиш («Майселех», «А бер из гефлойгн», «Руссише майселех», и другие).
До 1924 года сотрудничала также и с украинскими киевскими издательствами, создав иллюстрации для книг, выходивших на украинском языке. (В. Короленко «В дурном обществе», Р. Киплинг «Рики-Тикки-Тави», «Букварь-радуга», и другие). Наряду с живописью, сценографией, станковой графикой, в течение 1920-30-х годов преимущественно работала в книжной графике; книги с ее иллюстрациями издавались ведущими издательствами Москвы и Ленинграда и неоднократно были премированы в СССР и на международных выставках. До начала 1930-х годов она продолжала оформлять и книги на идиш (Н. Лурье «Брикн бренен» — «Мосты горят»).
В 1932 году Шор стала сотрудницей издательства «Academia».
Единственная персональная выставка Шор состоялась в июне 1945 году в Москве.
В годы разгрома Еврейского антифашистского комитета и компании по борьбе с «космополитами» подвергалась административным репрессиям и долгое время была вынуждена зарабатывать на жизнь изготовлением наглядных пособий для школ. Впоследствии она так и не смогла в полной мере включиться в активную художественную жизнь, но продолжала работать в своей домашней мастерской

Источники:
https://studbooks.net/
https://www.litfund.ru/
https://egorovs.art/

Комментариев нет:

Отправить комментарий