Э́дуард Ви́йральт (Eduard Wiiralt)
1898 – 1954
художник-график
Россия - Эстония - Франция
Родился 20 марта 1898 года в посёлке
Калитино, Волосовского района, Санкт-Петербургская губерния, Российская
империя.
С 11 лет стал проживать в Эстонии.
Начал заниматься графикой в Ревельской (Таллинской) художественно-промышленной школе (1915—1919 гг), учился у А. Киви, Р. Нимана и Н. Трийка.
Начал заниматься графикой в Ревельской (Таллинской) художественно-промышленной школе (1915—1919 гг), учился у А. Киви, Р. Нимана и Н. Трийка.
С 1919 по 1923 год обучался в эстонской национальной художественной школе
«Паллас», в скульптурной мастерской А. Старкопфа, крупнейшего эстонского
ваятеля тех лет, и учился искусству графики у А. Ваббе и Г. Кинда, а в
1922—1923 годах совершенствовался в Дрезденской академии изобразительных
искусств.
В 1925 году получил стипендию для совершенствования в Париже, где проживал
до начала Второй мировой войны. Первые годы в Париже он сильно бедствовал,
часто голодал, узнал в полной мере, что такое горечь непризнания. Потом пришли
успех и награды — на Международных выставках гравюры на дереве в Варшаве
(1936), Вене (1937). Владельцы галерей стали устраивать его персональные
выставки.
Вернулся в Эстонию в сентябре 1939 года.
В 1944 году уехал в Австрию, поселившись в Вене.
В 1946 году переехал в Париж, где проживал до своей смерти в 1954 году.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
В 1996 году венесуэльский предприниматель эстонского происхождения Харри
Мяннил вместе с живущим в Швеции эстонским меценатом Хенри Радеваллом подарил
городу Таллину 62 графических произведения Вийральта.
29 ноября 1996 года в здании Эстонской национальной библиотеки была открыта
Галерея Эдуарда Вийральта, где экспонируются работы художника, принесённые в
дар эстонской столице Мяннилом и Радеваллом.
График. Работал в разных техниках – офорта, гравюры на меди и дереве, сухой
иглы, меццо-тинто, литографии, мягкого лака. Был замечательным рисовальщиком,
придавая характерные черты остраненного гротеска уже своим натурным штудиям.
Соединял ритмику модерна с трагическим экспрессионизмом (литография
Проповедник, 1932) либо с сюрреальной поэтикой черного кошмара (офорты и
гравюры на меди Кабаре, 1931; и Ад, 1930–1932). Не раз обращался к
книгооформительскому творчеству, проиллюстрировав, в частности, Гавриилиаду
А.С.Пушкина и Дополнения к трактату Боссюэ о сладострастии Ф.Морика (обе работы
– 1928); создавал изысканные экслибрисы. Поэтически-первозданны и в то же время
полны внутренней напряженности североафриканские композиции Вийральта
(знаменитая Берберская девочка с верблюдом, 1940, исполненная в технике мягкого
лака), наиболее же гармоничны – его образы сельской Эстонии (Пейзаж Вильянди,
сухая игла, 1943).
Источники:
http://encyclopaedia.biga.ru/
http://www.people.su/
http://www.pavelin.ru/
http://vechnost7.blogspot.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий