Начал
серьезно заниматься живописью в начале 1960-х годов. Занимался «предметной»
живописью. То есть писал, главным образом с натуры, обычные домашние предметы —
чайник, кастрюли, газовую плиту и т. д. Иногда по зарисовкам. Постепенно стал
увеличивать предметы. Писать их больше натуральной величины.
Примерно к
1967 году стал переходить к «ретро» под влиянием русского натюрморта 18–19
веков.
Потом стал
писать маленькие картинки темперой на оргалите по левкасу.
В 1978
году эмигрировал во Францию. Несколько лет (с 1978 по 1981) писал большие
полуабстрактные полки малярными красками на бумаге.
Потом тоже
на бумаге и акрилом написал серию «Воспоминаний о Москве» — главным образом
фигуры — магазины, очередь, застолье. А также свою московскую квартиру.
Потом был
период «неоэкспрессионизма» (1984–1985 годы), большие композиции с фигурами, с
текстами.
Потом плоские
(не в перспективе) натюрморты, в 1986–1987 годах.
Занимался
абстрактными композициями — на холсте и коллажем — рельефы на дереве.
Потом
несколько лет делал работы на упаковочном картоне — коллажи, имитирующие
стенки, двери. Потом стал вводить изображения лиц (как бы фото на стенках).
Потом
сделал черно-белую серию исходя из «досок почета».
А после
первого приезда в Москву после 15-летнего отсутствия стал переходить к
традиционной живописи с трехмерным пространством. Сперва это были натюрморты, а
потом сцены с людьми, городские пейзажи.
Я вообще
не уверен, что учитель должен «учить». Скорее поощрять, указывать на то, что
хорошо. Убирать у ученика дурные привычки, развивать вкус, советовать, что
посмотреть в музее, какие выставки посетить и т. д.
Лучше
всего учит среда — музеи, галереи.
Мне
нравятся отдельные работы у многих художников. Например, супрематические вещи
Малевича, городские пейзажи Хоппера, ранние композиции Раушенберга, маленькие
черные абстракции Турецкого, натюрморты-витрины Бойса, последние абстракции
Дюбюффе, отдельные ранние работы Вейсберга — до того, как стало белое на белом,
и многие работы Розенквиста, пейзажи Левитана.
Насчет
современного русского искусства, о моем поколении, о тех, кто называет себя
шестидесятниками, мало что могу сказать. Слишком все это было серьезно и без
юмора, слишком всерьез эти художники себя воспринимали. Мне кажется более
симпатичной группа молодых художников, с которыми я общался зимой 93-го года,
это бывшие «Чемпионы мира» — те, кто раньше работали в Фурманном переулке. Это
просто, с юмором, это интеллигентно.
Насчет же
вообще русского искусства: 20-е годы — одно из чудес света. Как вышло, что
сразу после передвижников, после «Мира искусства» появилась такая живопись (да
и не только живопись — театр, кино)?
Еще насчет
современности. По-моему, важно не то, какое место современная русская живопись
занимает сейчас в мире, а как она соотносится с сегодняшней жизнью там — в
России.
Уверен,
что для русской живописи, сегодняшней и будущей, важны три вещи:
1.
Наладить наконец обучение современному искусству.
2. Создать
музей современного искусства в Москве и в Санкт-Петербурге.
3. Рынок —
его сейчас нет, так как нет еще элиты. Я имею в виду элиту денежную, конечно.
Наверно, для этого придется подождать детей или даже внуков нынешних нуворишей.
Потому что сегодня единственный серьезный покупатель современного русского
искусства — государство — делает и всегда будет делать скидку на «народ»
(которому, как известно, современная живопись, мягко говоря, мало интересна).
Современная
живопись или, точнее говоря, современное визуальное искусство меня перестало
интересовать. Меня отталкивает от него прежде всего его радикальность, т. е.
когда ты сразу видишь позицию художника, его заявку. Это скучно. Нет
созерцания, нет, как писал Платонов, «чего-то нечаянного». Например, когда я
смотрю пейзаж Левитана или русский натюрморт 18-го века, я вижу там что-то
кроме художника, кроме его «заявки», его декларации.
Американская
живопись сегодня оставляет меня равнодушным. Чтобы узнать ей цену, стоит
посмотреть две монографии — Малевича и Джаспера Джонса.
Контраст
настолько разительный и настолько не в пользу Джонса, что спрашиваешь себя: как
же так — такая слава, такие деньги? Американцы, конечно, сыграли большую роль в
современном визуальном искусстве, Повсюду, но особенно в России. В России
потому, что была уничтожена, вытравлена русская школа 1920-х годов.
В США были
(наверное, есть и сейчас) хорошие художники, Например, Хоппер, Поллок,
Раушенберг, Филип Гюстен. Наверное, есть и другие.
Я
предпочитаю ходить в Лувр и смотрю там Древний Египет, Месопотамию, коптское
искусство, средневековье, фламандские примитивы. Это вовсе не значит, что я
хочу, чтобы все стало «как раньше». Я просто смотрю это как обыкновенный
посетитель музея.
Мы все —
продукты своего времени (а как может быть иначе?) И моя работа — это всего лишь
отклик на то, что я вижу и знаю, что происходит здесь, на Западе, и особенно
там, в России. Искусство с большой буквы, т. е. искусство само по себе, меня не
интересует, или, вернее, я его не понимаю. Да я просто не знаю, что это такое в
живописи — искусство. Это, наверное, только пока учишься. Если, скажем, большое
искусство — это Рафаэль, то тем хуже для искусства.
Из интервью с Рогинским М.А., 1996 г.
Рогинский Михаил Александрович
1931–2004
художник
Россия,
Франция
Родился 14
августа 1931 года в Москве.
С 1946 по
1950 год учился в Московском городском художественном училище (класс М.С.
Перуцкого), а с 1950 по 1951 год учился в Московском областном художественном
училище «Памяти 1905 года» (специальность «Художник театра»).
С 1954 по
1960 год работал художником в театрах Северодвинска, Лысьвы, Пскова и
Златоуста.
С 1963 по
1969 год преподавал в Московской городской художественной школе на
Кропоткинской, а с 1969 по 1976 год преподавал в Заочном народном университете
искусства им. Крупской.
В 1978
году эмигрировал во Францию.
Работы
художника находятся в собраниях: Государственная Третьяковская галерея
(Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Московский музей
современного искусства (Москва), Государственный Центр современного искусства
(Москва), Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО (Москва), Музей
актуального искусства ART4.RU (Москва), Новый музей (Санкт-Петербург), Музей
«Другое искусство» (Москва), Государственный музей-заповедник «Царицыно», Музей и общественный центр им. А.Д. Сахарова (Москва),
Пермская государственная художественная галерея, Музей Джейн Вурхис Зиммерли,
коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, кампус Нью-Брансуик
(Нью-Джерси, США), Колодзей Арт Фонд, Хайланд-парк (Нью-Джерси, США), Собрание
Валерия Дудакова и Марины Кашуро (Москва), Собрание Евгения Нутовича (Москва),
Собрание Леонида Талочкина (Москва) и др.
Источники:
http://www.nasledie-rus.ru/gallery/pics/ex05-pictures.php?picture=ex0506
http://roginsky.org/roginskiy/
http://artinvestment.ru/auctions/8685/biography.html#!
http://kupitkartinu.ru/painters/roginskiy-mihail-aleksandrovich/
Комментариев нет:
Отправить комментарий