пятница, 22 октября 2021 г.

Айвазян Владимир Тигранович

 








Айвазян Владимир Тигранович

1915 – 1999

СССР, Армения

заслуженный художник СССР, заслуженный деятель Армянской ССР


Родился в 1915 году в селе Пор Азизбековского района Армении.

Рано остался без родителей.

Окончил всего два класса.

С 1934 года – вольнослушатель Художественного училища им. Ф. Терлемезяна, Ереван. Учился у С.Агаджаняна, С.Степаняна, А.Саркисяна.

В 1939 году был призван в армию. Прошёл всю Великую Отечественную войну, окончив ее на Дальнем Востоке. Награжден орденом Отечественной войны II степени.

Не получив профессионального образования (у него не было общего среднего), брал уроки. Учился у Василия Звонцова, а также в Доме творчества на Сенеже.

В 1948-1950 годы – работал на кафедре графики художественно-театрального института, Ереван.

В 50-е годы записал грампластинку со стихами Пастернака и Шекспира (в переводе Пастернака). Обладал певческим голосом, имел актерский талант, писал стихи и поэмы.

В 60-е годы заболел раком горла, после операции заново учился говорить.

Один из выдающихся мастеров графики, он посвятил себя самым трудоёмким, но и самым эффектным её видам - офорту и гравюре на линолеуме. Здесь нужна безошибочная точность глаза и твердость руки – искусство резчика по металлу или мягкому линолеуму не терпит исправлений. Но и наградой за труд становится возможность размножить свои работы, создать авторский тираж, каждый лист в котором отпечатан самим художником и несёт живой след его руки.

Избрав искусство графики призванием и целью жизни, решает первостепенные задачи – среди них овладение графической культурой, поиск выразительности гравюры, использование многообразных способов печати. Художник работает в различной технике, отдавая предпочтение той или иной, в зависимости от конкретной эстетической задачи. Офорт, линогравюра, литография приходят на смену друг другу, для того чтобы автор полностью мог воплотить замысел, убедительно выразить состояние человека и природы, красоту птицы и дерева. Иногда многое зависит и от тона бумаги. Один и тот же сюжет звучит то лирической исповедью, то суховатой фиксацией интересного наблюдения. Художник находит дополнительные оттенки выразительности в фактуре и тоне бумаги, делает новые пробы, варьирует, пробует, изучает.

Увлеченно работает над анималистической сюитой. Много рисует с натуры. Иногда за день делает 20-25 зарисовок. Упорные штудии приводят к редкому эффекту: художник с закрытыми глазами может точно набросать фигуру верблюда, нарисовать волка. Когда замысел становится ясен, натура изучена, из массы наблюдений - отобраны самые существенные, автор создаёт композиции, удивляющие лёгкостью рисунка. Анималистические этюды населяют добрые и трогательные «персонажи». В большинстве своём они друзья и помощники человека в труде и досуге. Не случайно художник часто изображает людей и животных вместе. Многие листы анималистической сюиты повествуют о естественных, изначально светлых отношениях детей и животных. В них подкупает полнота и бесконечность жизни. Художник в незатейливых сюжетах утверждает гармонию крестьянского бытия и не омраченного жестокостью существования бессловесных друзей человека. Подобно тому, как с теплотой и симпатией изображает мастер животных, с интересом зарисовывает пучки трав и растений, - так же любовно увековечивает он образцы старинной архитектуры. Тема Армении не исчерпывается в творчестве постижением жизни сельских тружеников, проникновением в мир природы: он пытливо изучает историю родины, воссоздавая в образах станковой графики черты материальной культуры. Художник настойчиво подчеркивает взаимосвязь прошлого и настоящего, раскрывает образ современника сквозь призму повседневных забот и привязанностей. В этом - особый притягательный смысл внешне спокойных и простодушных произведений мастера.

С 1946 года жизнь состояла из неутомимого творческого труда. От выставки к выставке совершенствуя свое мастерство, художник радовал зрителей сериями прекрасных поэтических пейзажей, жанровых сцен, а в самые последние годы – большими циклами гравюр на темы индустриального строительства в Армении.

Заслуженный художник СССР (1961), заслуженный деятель Армянской ССР (1967).

Было организовано более 50 выставок.

В 1982 году состоялся его литературный вечер в Новосибирске в Академгородке.

В 90-е жил в большой бедности.

Умер 14 января 1999 года в полной нищете.

Перед смертью весь свой архив передал в Национальный Армянский музей

Источники:

https://www.facebook.com/khimkigallery/posts/1649494295204465/

https://gazeta-kozelsk.ru/2020/03/11/vladimir-ajvazyan-ne-zasluzheno-zabyto/

http://www.gallery.am/en/database/item/17232/

https://vk.com/wall-142153611_396

https://aria-art.ru/0/V/Vladimir%20Ajvazjan.%20JuH/1.html

https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/13031/lot/155112/Айвазян-В-Т-1915-1999-Офорт-Куры?lang=ru

четверг, 21 октября 2021 г.

Левицкий Леопольд Иванович






Левицкий Леопольд Иванович

1906 – 1973

Австро-Венгрия, СССР

советский график и живописец польско-австрийского происхождения

заслуженный деятель искусств УССР


Родился 7 августа 1906 года, село Бурдяковцы, Галиция, Австро-Венгрия.

В 1925 году начал учиться в Краковском университете на юридическом факультете, а затем поступил в Академию искусств на факультет скульптуры. Там он учился в группе известного польского скульптора Ксаверия Дуниковского, однако после некорректного замечания профессора относительно его незавершенной работы на одном из занятий Леопольд Левицкий перешел в отделение графики. В Академии он учился у известных профессоров В. Яроцкого, С. Сикульского, Ф. Паутча, М. Мегоффера, Я. Войнарского.

В 1930 году он вошёл в состав прокоммунистической «Краковской группы».

В 1932 году с группой единомышленников организовал выставку, которая из-за своей социальной направленности и острой тематики произведений («Паук», «Тюрьма», «Борьба рабочих с полицией») была закрыта властями. Его на четыре месяца подвергли заключению, а со временем исключили из Академии.

В тридцатых годах находился под тайным и явным надзором полиции, несколько месяцев находился в заключении.

В те времена работы мастера экспонировались во Львове, Кракове и Варшаве.

В начале осени 1939 года вместе со многими современниками автор радовался становлению коммунистического строя в Западной Украине. В сентябре 1939 года чертковская община провозгласила Левицкого мэром города. Впрочем, новая власть не поддержала инициативы и отменила общественное решение на следующий же день.

После присоединения западноукраинских земель к УССР возглавил в Черткове городской Совет, работал в газете «Новая Украина».

В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Средней Азии, где также писал и делал зарисовки.

В 1946 году поселился во Львове.

Портреты и пейзажи, созданные художником за то время были показаны в 1946 году на выставке в Псковском доме офицеров.

С февраля 1948 по июль 1949 года был председателем Львовского союза художников.

Работал в техниках монотипии, автолитографии, сухой игле, акварели.

Художественное наследие художника составляет более 2000 живописных и графических работ. Много ранних произведений утрачено в годы военного лихолетья.

Заслуженный деятель искусств УССР (1970)

Источники:

https://violity.com/106554693-leopold-levickij-linogravyura/

https://vogue.ua/article/culture/art/pochemu-stoit-poehat-v-muzey-leopolda-levickogo-vo-lvove.html

https://zaxid.net/leopold_levitskiy_grafikmodernist_z_chortkova_n1389146

https://photo-lviv.in.ua/leopold-levytskyj-shtryhy-i-barvy-zhyttya/

https://eliseeva-e.livejournal.com/165807.html

https://vk.com/album-151452534_263056641

https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/17701/lot/124379/Левицкий-Леопольд-Иванович?lang=ru