понедельник, 20 апреля 2015 г.

Якунчикова Мария Васильевна

     «Среди художников, определивших неповторимые особенности Серебряного века, видное место принадлежит Марии Васильевне Якунчиковой. Ее творчество по достоинству было оценено современниками, ее ставили в один ряд с Левитаном, Коровиным, Валентином Серовым и Врубелем, а самыми страстными почитателями дарования Якунчиковой были Александр Бенуа и Дягилев, Сомов и Бакст, Борисов-Мусатов и Павел Муратов, Волошин и художники «Голубой розы». Однако случилось так, что после преждевременной смерти мастера основная часть творческого наследия Якунчиковой осталась за рубежом в Швейцарии, где безвыездно поселился ее муж Л.Н.Вебер, и ее роль и значение в русском искусстве стали забываться. И хотя с 1970-х годов интерес к Якунчиковой начал возрастать, думается, подлинная оценка ее вклада в русскую художественную культуру — впереди.
В 1892 году помимо живописи Якунчикова начала заниматься в Париже офортом и керамикой.
Ее работы в этой области стали новым словом русского искусства. Во-первых, до Якунчиковой в России вообще не существовало цветного офорта. А во-вторых, смелая стилизация форм позволила Якунчиковой подчинить изображаемое плоскости бумажного листа и тем самым вернуть этому виду творчества специфику, утраченную во второй половине XIX века. Новаторство Якунчиковой в офортах было высоко оценено современниками, а Остроумова-Лебедева увидела в этих произведениях стимул для собственных исканий в области ксилографии.
Свойственный модерну культ линии, поиски двухмерных формул для передачи трехмерного мира, повышенная декоративность цветовых пятен — все это содержится в офортах «Сельское кладбище» и «Пейзаж с церковью». Сохраняя реальные соотношения цветов, Якунчикова вместе с тем смело идет на оконтуривание каждого предмета и вместе с тем избегает схематизма, сохраняя поэтическое переживание изображаемого мотива. Вместе с тем, выявляя некоторую орнаментальность форм, Якунчикова, подобно другим представителям модерна, стремилась подчеркнуть ритмическую структуру произведения, а это в свою очередь усиливало в образе музыкальное начало, ведь музыка для приверженцев «нового искусства» — наиболее совершенное из видов творчества, так как именно она выражает «неизреченное».
Известно, что стиль модерн был пластическим выражением такого явления рубежа веков, как символизм. И вполне естественно для Якунчиковой, обратившейся к этому стилю, было желание попробовать себя в сфере иррационального. Особенно это выражено в офорте «Страх», где на зрителя широко открытыми от ужаса глазами смотрит лицо женщины, бегущей по ночному лесу. Цветовым строем и характером волнистых линий художница стремится передать состояние ужаса. Причем композиция офорта похожа на композиции работ Э.Мунка "Крик"(1893) и "Страх"(1895). В записной книжке Якунчиковой за 1896 год имя Мунка неоднократно упоминается, думается, что Мунком художница заинтересовалась ранее, к моменту работы над офортом.
А в офортах «Недостижимое» и его цветном варианте «Радуга» в подчеркнутой остроте штриха, в хрупкой женской фигуре есть что-то близкое к графике английских прерафаэлитов. Вообще Якунчикова в офортах как бы старается освоить весь опыт западноевропейского модерна и символизма, недаром в экслибрисе Л.Н.Вебера, с 1897 года мужа художницы, есть переклички с М.Клингером, лидером немецкого югендштиля.»
Михаил Киселев

«М.В. Якунчикова была незаурядной художницей, настолько одаренной и опытной, что ее нельзя причислить к числу обычных любительниц-дилетанток. Она большею частью жила за границей, но летом обычно приезжала в Россию и занималась пейзажной живописью.
Излюбленными темами ее произведений были поэтические уголки старинных усадеб, виды с балконов на безграничные просторы полей, заглохшие сады, деревенские кладбища. Кроме живописи, М.В. Якунчикова занималась цветным офортом, и в этой области у нее были очень удачные вещи.»
Головин А.Я.

«М.В.Якунчикова-Вебер – удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех, весьма немногих, женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в своё искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат, не впадая при том ни в дилентантизм, ни в приторность… М.В.Якунчикова не только большой поэт, но и большой мастер. С этой стороны она до сих пор не достаточно оценена, а между тем мало найдётся среди современных художников – и не только у нас, но и на Западе, - кто владел бы такой свежей, благородной палитрой, таким широким бодрым мастерством.»
Александр Бенуа


"Она была характерной русской женщиной с типичным русским дарованием, а жить большую часть жизни принуждена была за границей. За творческими силами урывками приезжала в Россию, набиралась "русским духом" и должна была опять лететь назад... Якунчикова мало успела, особенно по сравнению с тем, могла. Но во всем, что она имела время сделать, она выказала глубину чудесного дарования, чутья и любви к далеким от нее русским лесам, этим "елочкам и осинкам", к которым она относилась с каким-то благоговением и к которым стремилась всю жизнь".
Сергей Дягилев












М.Врубель "Портрет Якунчиковой"
Якунчикова Мария Васильевна
1870 - 1902
Художник
Россия

Родилась 19 января 1870 в г.ВисбаденГермания.
В 1885 году поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стала участницей поленовских рисовальных вечеров, которые В. Д. и Е. Д. Поленовы организовали в своём московском доме.
В 1888 году уехала на лечение в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию. В последующие годы жила в Париже, приезжая на лето в Россию. Осенью 1889 года поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырёх лет. В России  работала в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцево и вблизи Звенигорода. В Абрамцево принимала участие в работе керамической мастерской; её панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.
С 1894 года оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 году увлеклась декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно работала в технике выжигания по дереву: она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и её ближайшая подруга Е. Д. Поленова, увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в её панно «Городок» (1896).
В 1896 году вышла замуж за студента медицинского факультета в СорбоннеЛеона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан.
18971898 годы — кульминация творческого развития, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Её имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике.
Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Члены объединения «Мир искусства» пригласили ее участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899год (№№ 13—18) созданная Якунчиковой обложка «Лебединая песня».
Приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировались ее огромное панно «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации; панно «Иванушка-дурачок и Жар-птица» (замысел Е. Д. Поленовой выполнила Якунчикова и поэтому оно экспонировалось как произведение Елены Поленовой); серебряной медали выставки была удостоена полочка-лавочка для народных игрушек, выполненная в мастерских Абрамцево по проекту Якунчиковой.
В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулез. Сына удалось спасти, но здоровье художницы не выдержало напряжения сил в борьбе за его жизнь, и у неё вновь открылся диагностированный ещё в конце 80-х годов туберкулезный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало её здоровье. Муж перевёз семью сначала в Шамони, а затем в Швейцарию, где в Шен-Буржери был куплен дом.
Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины хранятся в Третьяковской галерееРусском музееМузее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть её произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии, в доме художницы.
Умерла 27 декабря 1902 года, Шен-Бужери, около г.ЖеневаШвейцария

Источники:
www.nasledie-rus.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий