среда, 28 мая 2014 г.

Эмиль Килдеску

«С детства тяготел к реализму. Сейчас очень тяжело, особенно молодежи, держаться в этом русле, потому что кругом много ложных течений. В искусстве этот корабль очень сильно раскачался. Стараюсь придерживаться своих принципов как могу и, слава Богу, еще не сбился с пути. Под прикрытием так называемых поисков конструктивизма, кубизма, сюрреализма проявилось очень много жуликов от искусства. Эти «измы» не всегда себя оправдывают. С 90-х годов пошла тенденция: все, что связано с реализмом, – это советское. Так пытаются объяснять не только у нас, но и в России, Украине, Беларуси. А ведь это далеко не так. Если ты умеешь правдиво рисовать, это не делает тебя советским человеком.
На одном «круглом столе» некий средних способностей художник встал и выразил общее мнение: все, что касается реализма, – это советское. Я тогда погорячился: «Выходит, нам нужно уничтожить реалистов Веронезе, Тициана, Веласкеса, Леонардо Да Винчи, да весь Ренессанс всех импрессионистов?
…На моем вернисаже было много художников-абстракционистов. Вы бы видели их скорченные рожи! Такое ощущение, будто навоза наелись. Я абстракцию всегда могу сделать, любую. Это несложно. А вот пусть они попробуют сделать что-то реалистичное – я очень сомневаюсь. Художнику нужно обязательно окунаться в жизнь. Абстракция – это искусство не вечное. Нельзя всю жизнь мазать абстракцию, зазря мазать холсты – много ума не надо.
…Художник, который не знает историю искусств, не может быть хорошим творцом.
…Как человек, знающий искусство, я никому никогда не подражал. Моя мастерская находится в полуподвальном помещении, не очень освещенном, но даже там я «тку» цветом, и получается, что хочу. «Полуслепой» порой видит ярче, чем зрячий.
… очень тяготею к лирическому пейзажу. Открыть и написать душу земли не многим удавалось. Из русских художников это был Исаак Левитан, который оказался сильней своего учителя Алексея Саврасова.
…Как такового детства у меня совершенно не было. Я родился в 1937 году, в канун войны. В деревне у нас не было ни радио, ни газет. Потом началась эта кровавая, страшная война. Многие деревенские на фронтах погибли. Отдали свою жизнь мой отец и два его брата, а вернувшийся с войны двоюродный брат мамы вскоре умер от ран. Я знаю, кто такие беженцы. Видел в поле раздетые трупы, не поймешь – советские солдаты или немецкие? Находились мародеры, которые раздевали погибших. У меня есть офорт, который называется «Война»: два голых трупа, и их клюют вороны. Это из воспоминаний моего детства.
После войны был голод. Студенческое полуголодное существование. Я смотрю на сегодняшних студентов, с мобильниками, на шикарных автомобилях. Вытаскиваю из кармана свой телефон старого покроя – и мне стыдно. Помню еще, что после войны люди были лучше и добрее. А сейчас стали злые, вечно им чего-то не хватает.
….В Академии музыки, театра и изобразительных искусств я преподаю акварель на кафедре графики, у меня есть хорошие студенты. Я их предупреждаю, что, если они будут гоняться за деньгами, то никогда не станут настоящими художниками. По крайней мере, я за ними не гнался никогда. У меня на первом месте всегда было творчество и искусство. Это как воздух, как хлеб и вода. А если творец на первый план ставит материальное благополучие, то это уже не художник. Это халтурщик.
(Интервью Вениамина Дашевского для издания «Панорама»)








Килдеску Эмиль Иванович
заслуженный художник Молдовы
Республика Молдова

Родился 5 мая 1937 года в селе Скулень, в Молдавии.
В 1964 году окончил республиканское художественное училище им. И.Е.Репина.
Член Союза художников СССР с 1965 года. Заслуженный мастер искусств с 1997 года.
Автор около 5000 работ, выполненных в различных техниках: живопись, графика, плакат, монохромная и цветная линогравюра, офорт.
Иллюстрировал много литературных произведений.
Активный участник многочисленных выставок, конкурсов и биеннале с 1965 г.
Награды: премия ООН за серию офортов, Национальная государственная премия Республики Молдова, медаль Эминеску, кавалер Ордена Республики.
Работы находятся в Национальном художественном музее Республики Молдова, этнографическом музее Республики Молдова, доме-музее А.С.Пушкина в Кишинёве, литературном музее Союза писателей Молдовы, художественных музеях и галереях в Бендерах, Измаиле, Одессе, Багдаде, в коллекциях Министерства культуры России, ЮНЕСКО, а также во многих частных собраниях Молдовы, России, Франции, США, Австрии, Турции, Болгарии, Нидерландов, Украины.
Работал художником в газете «Советская Молдавия», экспертом первой категории министерства культуры Молдовы. Преподает в Академии музыки, театра и изобразительных искусств.
Живет в Кишинёве

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий