пятница, 12 октября 2012 г.

Выставка «Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых»



Отдел личных коллекций 
ГМИИ им. А.С. Пушкина


10.10.2012 - 13.01.2013

     
     Представлено 50 редких офортов Рембрандта из собрания Мосоловых, в том числе и напечатанные на японской рисовой бумаге.
     Так же экспонируется более 100 офортов и рисунков голландских мастеров XVII века, из «золотого века» голландского искусства, таких как: Якоб ван Рейсдал, Николас Берхем, Карел Дюжарден, Алларт ван Эвердинген, Лудольф Бакхейзен Адриан ван Остаде, Корнелис Бега, Хендрик Аверкамп, Ян Ливенс, Ян ван Гойен.

       
     «Каждый офорт в коллекции Мосоловых представлен в нескольких состояниях и нередко в разных вариантах печати, позволяющих проследить всю эволюцию от первого оттиска до последнего, и оценить развитие замысла и прелесть ранних отпечатков. Один из прекрасных примеров дает подборка отпечатков офорта «Харлемские риторы» Остаде. Оттиск первого состояния передает законченную композицию: видная в окне группа крестьян слушает «ораторшу», читающую с листа при свете свечи; эффект «ночной сцены» передан градациями теней вплоть до самых глубоких, где густая перекрестная штриховка сливается в пятно. Видимо, такой вариант не удовлетворил художника, т.к. с этого отпечатка он сделал оттиск в обратную сторону: так называемый контр-эпрёв (countre – epreuve), прокатав под прессом вместо доски сам отпечаток, для того, чтобы иметь перед глазами для последующей работы композицию в том же виде, что и на доске (изображение в гравюре по отношению к доске всегда получается в зеркальном отражении). Заполнив несколько пустоватый верх листа изображением вьющейся ветки дикого винограда, подвешенного кувшина и ложки, усилив тени и, тем придав большую рельефность фигурам, сделав их более объемными, а игру бликов на лицах контрастнее, мастер счел работу законченной, готовой для печати тиража и поставил внизу подпись: A. v. Ostade fecit et excud. («А. ван Остаде исполнил и издал»).
Н. С. Мосолов, вслед за отцом, составлял каталоги своего собрания, что позволяет видеть, как менялась и росла коллекция. Мощным инструментом в научных занятиях была прекрасная библиотека, включавшая издания по общей истории искусства, справочники по гравюре, журналы по искусству, каталоги аукционов - общим числом около 2000 томов.
      Помимо голландской графики XVII столетия Николай Семенович коллекционировал офорты художников XIX века, не пропустив ни одного яркого явления оригинальной графики – от романтика Э.Делакруа до голландского импрессиониста И.Б. Йонгкинда. Особенно он выделял произведения Ж.Ф.Милле, К. Коро, Ш. Добиньи и других барбизонцев. Он составил небольшую, но отборную коллекцию бронзовых кабинетных скульптур, включающую произведения выдающихся скульпторов А.Л. Бари, Ф. Штука и К. Менье. Не остался он в стороне и от модных поветрий эпохи модерна – увлечения японским искусством. Но в отличие от большинства коллекционеров, собиравших японскую гравюру, Мосолова привлекла миниатюрная скульптура из кости – нэцкэ. Все эти разделы также представлены на выставке.
Кроме графики голландских мастеров, на выставке представлены гравюры, созданные Николаем Семеновичем Мосоловым во второй половине XIX века. Как гравер Николай Семенович Мосолов принадлежит к числу наиболее значительных представителей традиции репродукционной гравюры, работавших в России во второй половине XIX века. Положение Мосолова-гравера в истории русского искусства во многом уникально. С одной стороны, он практически не имел конкурентов внутри страны, так как был единственным, кто в этот период последовательно занимался репродуцированием произведений старых голландских и фламандских мастеров. С другой, художественная деятельность Мосолова чрезвычайно органично вписывалась в европейский контекст, так как полностью отвечала характерному для Европы того времени интересу к искусству прошлого, стремлению к его изучению и популяризации.
Выставка «Под знаком Рембрандта» - великолепная возможность познакомиться с лучшими произведениями этого уникального собрания, а через них с семьей Мосоловых, одной из известнейших и старейших династий российских коллекционеров»
из пресс-релиза музея

Адрес:
Москва, ул. Волхонка, 10
(495) 697-16-10
Время работы:
Среда – с 11.00 до 19.00
Четверг – с 11.00 до 21.00
Пятница, суббота, воскресенье - с 11.00 до 19.00
Касса музея работает с 11.00 до 18.00, по четвергам с 11.00 до 20.00
Стоимость входного билета*:
400 рублей - взрослые
200 рублей -  школьники, студенты
Билеты для граждан РФ и граждан СНГ:
300 рублей -   для взрослых
150 рублей -   льготные билеты для отдельных категорий посетителей 
* Внимание! Стоимость билетов на выставки может отличаться от стоимости билетов на постоянную экспозицию
Проезд:

м.Кропоткинская 


 Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий