среда, 18 мая 2011 г.

Современные мастера офорта. Александр Аксинин

«Действие работ Аксинина протекает в особом пространственно-временном измерении — в мире, населенном архетипическими образами, в мире платонических сущностей. …Художник обращается к древнейшей символике, пользуется алхимическими значками, использует алхимические и астрологические знаки, создает на их базе собственные символограммы, т. е. занимается, казалось бы, тем же, чем еще в 30-е годы занимались сюрреалисты… И все же Аксинина трудно назвать сюрреалистом…
Аксинин не относит себя к числу авангардистов. Приемы его работ глубоко традиционны. …Он сознательно пользуется техникой классического офорта. Он уделяет много времени созданию невидимых простым глазом, но присутствующих в работе изображений. Например, мало кому придет в голову взять лупу или увеличительное стекло и рассмотреть через него оттиски Аксинина. А между тем, если это проделать, то обнаружится, что вроде бы небрежно заштрихованные кружки, диаметром не более одного — двух миллиметров, заключают в себе цифры, мельчайшие изображения, буквы и так далее — то, что никогда не увидит зритель, который рассматривает работу невооруженным глазом. При этом сам художник увеличительным стеклом не пользуется. Труд, граничащий с искусством ювелира. Труд, который может быть оценен только знатоками приемов традиционной европейской и восточной графики. Такая невидимая зрителю работа имеет глубокий духовный смысл для самого художника. Сам творческий процесс в его глазах обладает ценностью религиозного акта — молитвы, откровения и т.д.
…Каковы же истоки искусства Аксинина? Внешне биография художника бедна событиями — слова эти можно отнести к большинству художников послевоенного поколения, однако в применению к Александру Аксинину они имеют особый смысл. Он сознательно разделяет и противопоставляет свою внешнюю и внутреннюю жизнь. Вот что пишет он сам о себе: « В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове. Православный. 1972 год — диплом Полиграфического института, по специальности график. 1977 год — 1-ое откровение с сопутствующим ощущением времени. 1981 год — 2-ое откровение с сопутствующим ощущением вечности. 1979 год — первая персональная выставка в Таллине. 1981 — вторая в Польше. Всё».
Текст столь же лаконичен, как и последние офорты художника. 32 года жизни «свернуты» в несколько строк. Аксинину не требуется обстоятельно определять творческие принципы, искать психоаналитические или социальные мотивы своего дела, указывать на источники, обнаруживать концептуальную природу работ.
…Его графика концептуальна, но концепт не вынесен за пределы самих работ — он содержится в них и подлежит узнаванию. Концептуальна и приведенная «биография».
…Пространство работ Аксинина до предела насыщено ощущением текучего времени, словно бы время, уплотняясь, делается мерцающим глубоким фоном, где проступают контуры «вечных знаков» — обнаженных женских фигур, символических изображений рыбы, креста и т.д. Соотношение временного и вечного, исторического и абсолютного трактуется художником как соотношение между темным и светлым. Его последние по времени работы гораздо лаконичнее ранних. Главное в них — мерцающий темный фон, сквозь который явственно просвечивают капли, искры света — ослепительные частицы незачерненной офортной бумаги. Свет, скрытый во тьме. Христианская направленность этих работ очевидна…
…В его работах нет реальных пейзажей, нет «гор-и-вод», но условные объекты его композиций как бы плавают в необыкновенном густом, насыщенном и плотном воздухе, и за счет этой плотности каждый объект делается более прозрачным, высветляется изнутри, утрачивает свою материальную природу.
…В некоторые офорты введен цвет. Художник прибегает к смешанной технике, от руки раскрашивая черно-белые оттиски. Но Аксинин — график, а не живописец, и цвет в его работах служит графическим, а не живописным целям. Присутствие цвета создает еще один пространственный уровень изображения, еще один слой.
Цвет сообщает работам Аксинина еще большую глубину и многомерность. Цвет не связан с изображением, он не имеет у Аксинина чувственно-изобразительного значения. Цвет в его офортах символичен.
…Для Аксинина цвет также связан с изображением семиотически. Он использует только две цветовые гаммы — зеленую и красную, различной интенсивности и глубины цвет, что является знаком определенного состояния работы — холодного или теплого. Цвет — ключ к эмоциональному состоянию работы и мало связан с ее формальной структурой. Один и тот же сюжет, оттиски с одного и того же оригинала могут быть разноокрашены. Работа получает «холодную» и «теплую» трактовку — и одна дополняется другой; они действуют уже тем, что расположены рядом, художственный эффект их основан на взаимодействии и противопоставлении.
…Магия артиста позволяет Александру Аксинину не то, чтобы заглядывать в будущее, но предчувствовать, и в пространстве собственной жизни осуществлять то, что в последствии может произойти со многими людьми. Одна из задач его искусства — профетическая.
…Уже созданного Аксининым достаточно, чтобы у него была репутация одного из лучших советских графиков. Мастерство отличает его от большинства как нонконформистских, так и официальных художников. Но он стоит только в начале пути, и ему предстоит многое еще сделать, так что фразу «Всё», завершающую его «биографию», следовало бы записать так: «Всё. На сегодня — всё».
Виктор Кривулин





Аксинин Александр

Художник.
Годы жизни: 2 октября 1949, Львов — 3 мая 1985, Львовская обл.
В  1972 году окончил  Украинский Полиграфический институт имени Ивана Федорова, по специальности — график.
С 1979 года – участник многочисленных выставок.
Его произведения были отмечены Почётной медалью на международной биеннале «Малые формы графики» в Лодзи (1979), а экслибрис был признан лучшим на конкурсе, посвящённом 1500-летнему юбилею святого Бенедикта (1981).
Создал примерно 350 офортных и около 150 акварельных работ и работ в смешанной технике (гуашь, китайская тушь, типографская краска) и 4 живописных работы. 

Источники:
utoronto.ca, mankurty.com, kogni.narod.ru, ru.wikipedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий