"Коренное различие между произведением живописи и
листом гравюры то, что первое прикреплено к месту, картина привлекает зрителей
к себе, тогда как гравюра является художественным произведением, единое
содержание и достоинство которого многократно воплощены...
Копии картины, повторения, сделанные самим художником всегда
слабее оригинала, являющегося непосредственным отражением творческой воли
художника. Гравюры – не копии: они всегда оригиналы...
Гравюра обладает громадным богатством средств выражения:
манером, тоном, искусно найденной краской и хорошо подобранной бумагой.
Средства гравюры не менее обширны, чем те, которыми обладает живопись”
Василий Масютин
Масютин Василий Николаевич
1884 – 1955
русский художник, писатель, мастер гравюры
Родился в Риге 29 января 1884 в семье генерала Н.К.Масютина. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Вышел в запас в звании подпоручика в 1907 году.
русский художник, писатель, мастер гравюры
Родился в Риге 29 января 1884 в семье генерала Н.К.Масютина. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Вышел в запас в звании подпоручика в 1907 году.
Участник выставок с 1908 года. С 1908 по 1914 год занимался
в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где главным его наставником
был С.В.Иванов, под чьим руководством он изучил технику офорта. Был членом «Союза
русских художников» (с 1914). Два года с 1914 по 1916 год провел на фронтах
Первой мировой войны.
Работал в области станковой и книжной графики. Получил
известность как автор циклов рисунков и офортов: «Семь смертных грехов»
(1907-1908); альбомы «Грех» (1909) и «12 офортов» (1910–1911) и др.
экзистенциального толка. Преподавал в Государственных свободных художественных
мастерских (с 1918). В 1919 обратился к ксилографии и литографии. Выполнил
циклы гравюр на дереве к собственным фантастическим романам «Царевна Нефрет» и
«Дни творений», а также к книгам «Дон Жуан» Э.-Т.-А. Гофмана (изд. 1918) и
«Иван в раю» А.В. Луначарского (изд. 1920). Параллельно работал над серией
станковых ксилографий «Вино, карты и женщины».
В 1920 году, приняв латвийское гражданство, эмигрировал и с
1921 обосновался в Берлине. Активно работал как иллюстратор, оформляя немецкие
переводы А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.А.Блока, Б.А.Пильняка, А.М.Ремизова и
других авторов. Опубликовал в этот период две теоретических работы (Гравюра и
литография, Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор),
популярные книжки о выдающихся художниках-графиках (А.Тулуз-Лотреке,
Ф.Брэнгвине, П.Дюпоне и Т.Бьюике), целый ряд художественно-критических очерков
в журнале «Gebrauchsgraphik» («Прикладная графика»). Выпустил в свет несколько
беллетристических произведений (романы Царица Нефрет и Дни творений (написанные
еще в 1919–1920), повесть Двое и рассказ Опасности зеленого острова).
Литературные тексты Масютина, вышедшие в первой половине 1920-х годов на
немецком, представляют собой симбиоз символистской поэтики с чертами
сюрреальной сказки в жанре «фэнтэзи»; по-русски они до сих пор не издавались.
Живя в Германии, часто выступал в сфере прикладной графики
(помимо книжного дизайна рисовал торговые марки, этикетки, театральные и
рекламные плакаты). Оформил спектакль труппы М.А.Чехова Дворец пробуждается по
мотивам русских сказок (Париж, 1931). Начал заниматься скульптурой. Летом 1945
был арестован советскими властями по подозрению в связях с украинскими
националистами и провел более года в лагере Заксенхаузен. После подобной
«проверки на лояльность» получил крупные официальные заказы, исполнив к концу
1940-х годов памятник М.И.Глинке на берлинском Русском кладбище и скульптурный
декор нового здания советского посольства.
Умер в Берлине 25 ноября 1955
Комментариев нет:
Отправить комментарий