среда, 19 января 2022 г.

Казанцев Алексей Афанасьевич

 









Казанцев Алексей Афанасьевич

1928 – 2002

СССР, Россия

художник


Родился 26 марта 1928 года в деревне Болдырево Абатского района Тюменской области

В 1948 году окончил Свердловское художественное училище, а в 1954 году - Харьковский государственный художественный институт (мастерская А.С. Беседина).

В 1956 -1962 гг. - преподавал в СХУ.

С 1957 года сотрудничал с журналом «Уральский следопыт».

Член Союза художников СССР с 1963 года.

С 1960 года после того, как его картина «Лыжники» была подвергнута резкой и несправедливой критике со стороны местных партийных руководителей, целиком посвятил себя графике, освоил множество графических техник и добился в этой сфере больших успехов, став одним из признанных мастеров российского масштаба.

Он в равной мере виртуозно владел карандашом, пером и тушью, работал в технике пастели, акварели и гуаши, овладел сложными печатными техниками, в чем проявилась его мастеровитость, любовь к созидательному ручному труду.

С конца 1960-х гг. постоянно обращался к «экспериментальной графике». Используя сложные печатные техники (фроттаж, монотипия с отлипом, высокая печать с лака) и новые материалы (лаки  и алкидные эмали, фольга), он ежегодно создавал около 50-ти экспериментальных листов, которые составили большие серии: «ЦИТО» (1968-71, офорт, литография, акватинта, фроттаж), «Театр теней» (1974-75, фроттаж, фольга, печать с мягких форм), «Корни Таватуя» (1974-76, офорт, акватинта, монотипия, отлип), «Заводские ритмы» (1977, монотипия, отлип), «Цветы ХХ века» (1979-80, монотипия, фроттаж, акварель, печать с мягких форм), «Игры с эмалями» (1997-98, алкидные эмали). В них он тяготел к монтажным принципам композиции, условным пространственным построениям, биоморфным пластическим мотивам, символическим обобщениям («Социум», 1990, автолитография; «Корни и кони», 1987, офорт; «Соловки», 1989, литография).

В 1970-е — занимался книжным дизайном и иллюстрацией (дипломант всероссийских конкурсов искусства книги 1970, 1971, 1974, 1977, 1978 гг.).

Неутомимый экспериментатор, невероятно разнообразный в художественных приемах и образах занимал особое место в графике Свердловска-Екатеринбурга. Много работал в сложных печатных техниках, использовал свои собственные – авторские, создавшие ему репутацию мастера авангардных поисков. Одновременно мастер обращался к рисуночным и акварельным практикам, особенно в ходе своих многочисленных путешествий.

Маршруты художнических странствий (нередко — совместно с В.М. Воловичем) пролегали по Уралу, Центральной России, Прибалтике, Средней Азии и другим регионам. Их результатом стали графические серии натурного характера, в которых гибкость и свобода линейного рисунка сочетаются со сложным пониманием цвета. Первые циклы были выполнены в живописной акварельной технике («Алтай», 1952; «Башкирия», 1961). Затем, акварельная «мягкость» была усложнена включением карандашной и перовой проработки формы («Прибалтика», 1968, карандаш, тушь, перо, акварель). Особую любовь у художника приобрели цветные карандаши, совмещавшие бархатистость простого линейного контура с цветовыми нюансами («Памир», 1973; «Дагестан», 1976; «Псков», 1979). Соединяя акварель с обычным карандашом («Суздаль», 1980), гуашью («Крым», 1981; «Таллин», 1990; «Тобольск», 1993; «Иерусалим», 1996), сангиной и фломастером («Бухара», 1982), мастер добивался неожиданных цветовых и линейных эффектов, экспрессивной выразительности.

Художника всегда волновала тема Урала — его природы, истории. Акварельные пейзажи окрестностей озера Таватуй (1981, 1982, 1984), уходящего старого Екатеринбурга и строящегося Свердловска (1984, 1985,1986, 1997) воссоздают живописный и порой беззаботный образ города, столь не характерный для столицы Среднего Урала. В его исторических гравюрных и офортных сериях («Из истории Урала», 1971—74; «Урал — детище Петра», 1982-83; «Петровский гражданский шрифт», 1984) нет археологической дотошности и подробного рассказа, а  есть подлинный интерес к  легендам, быту и подвигам трудового края.  Даже используя традиционные для советского искусства «производственные мотивы», он попытался «взорвать» их изнутри («Заводская проходная»). Художник признавался, что жизнь завода восхищает его «своей мощью, своими масштабами, но в то же время заставляет задуматься, что для деятельности этого организма приходится нарушать жизнь природы, что отходы от производства загрязняют ее облик».

Более шести десятилетий длилась дружба А. А. Казанцева с другим замечательным уральским графиком – Виталием Михайловичем Воловичем. Вместе они совершили множество путешествий: по Средней Азии и Кавказу, Крыму и Прибалтике, древнерусским городам Золотого Кольца и Израилю. После каждой такой поездки художники устраивали совместную выставку новых работ – своеобразный творческий отчет перед многочисленными поклонниками своего искусства.

Участник республиканских (с 1960), зональных (с 1964), всесоюзных (с 1965), международных (с 1985) выставок. Персональные выставки состоялись в 1968, 1983, 1986, 1987, 1988, 1991, 1992, 1995, 1996, 1998.

Работы находятся в музеях Москвы, Петербурга, Барнаула, Уфы, Екатеринбурга, Ижевска, Ирбита, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Перми Смоленска, Тюмени, в государственных и частных собраниях России, в художественных собраниях Австрии, Германии, Италии, США и других стран

Источники:

https://uole-museum.ru/events/mini-vystavka-alekseya-kazantseva/

http://irbit.info/news/tourism/1573/

http://www.shr-ekb.ru/curr_new.php?curr_new=289

https://www.algart.net/rus-art/graphics/kazantsev/defaultr.htm

https://permartmuseum.ru/exhibit/1548

https://kazantsev.vol-art.ru/biography/

Комментариев нет:

Отправить комментарий