Автопортрет |
Шор Сарра Марковна
1897–1981
живописец, график, театральный художник
Украина, Россия
Родилась в 1897 году, в городе Дубно, Волынской губерния
(Украина).
Первые профессиональные уроки рисунка и живописи брала во
время учебы в дубновской гимназии у преподававшего там черчение и рисование
А.М. Рудченко, ссыльного студента Санкт-Петербургской Академии художеств.
В 1911 году поступила в Киевское художественное училище,
в класс живописи И. Макушенко и Г. Дядченко. Во время учебы сблизилась с
группой молодых художников-евреев (И. Рабинович, И. Б. Рыбак, А. Тышлер и
другие), студентов училища, увлекавшихся современными течениями в искусстве.
Зимой 1914 года приняла участие в выставке «Кольцо»,
организованной видными художниками русского авангарда Александрой Экстер и А.
Богомазовым.
После окончания училища в 1915 году была принята в
Санкт-Петербургскую Академию художеств, где занималась в классах Г. Залемана
(1859-1919) и В. Маковского.
Летом 1917 года поехала на каникулы на Кавказ, в
Александрополь (ныне - Ленинакан), и не смогла вернуться обратно из-за
нарушения сообщения, вызванного политической нестабильностью. Там преподавала
рисование в местной гимназии.
В августе 1918 года ей удалось перебраться на Украину, в
Ходорков, где тогда жили ее родители. Весной 1919 года она приехала в Киев,
работала в Театре Соловцова, подготовила эскизы декораций для экспериментальной
труппы В. Кузы. Вероятно, с первых дней своего пребывания в Киеве она принимала
участие в деятельности Художественной секции Културлиге. Идея создания
«современного еврейского искусства», пафос экспериментального новаторства,
определявшие атмосферу в Художественной секции, радикальным образом повлияли на
творческую эволюцию Шор.
В ноябре 1923 года переехала в Москву и начала заниматься
в мастерской А. Кравченко, изучив под его руководством технику офорта.
С 1925 года член общества «Четыре искусства».
В 1927 году оформила (совместно с А. Кравченко) оперу
«Тайный брак» в московском Музыкальном театре имени В. Немировича-Данченко.
Во второй половине 1920-х годов работала также в области
промышленного дизайна и выполнила ряд эскизов вышивок и тканей.
Если ее ранние произведения совмещают в себе влияние
модерна (в частности, М. Врубеля) и классического европейского искусства
(«Автопортрет», 1918), то работы киевского периода свидетельствуют о
решительном обращении художницы к приемам и стилистике кубофутуризма и
экспрессионизма с использованием мотивов еврейского народного искусства. В этой
манере выполнен целый ряд станковых произведений 1920-24 гг. («Восход», «Всадники»),
а также эскизы декораций к спектаклю «Бар-Кохба» по пьесе А. Гольдфадена в
Театральной студии Култур-лиге и иллюстрации для книг И. Кипниса на идиш
(«Майселех», «А бер из гефлойгн», «Руссише майселех», и другие).
До 1924 года сотрудничала также и с украинскими киевскими
издательствами, создав иллюстрации для книг, выходивших на украинском языке.
(В. Короленко «В дурном обществе», Р. Киплинг «Рики-Тикки-Тави», «Букварь-радуга»,
и другие). Наряду с живописью, сценографией, станковой графикой, в течение
1920-30-х годов преимущественно работала в книжной графике; книги с ее
иллюстрациями издавались ведущими издательствами Москвы и Ленинграда и
неоднократно были премированы в СССР и на международных выставках. До начала
1930-х годов она продолжала оформлять и книги на идиш (Н. Лурье «Брикн бренен»
— «Мосты горят»).
В 1932 году Шор стала сотрудницей издательства
«Academia».
Единственная персональная выставка Шор состоялась в июне
1945 году в Москве.
В годы разгрома Еврейского антифашистского комитета и
компании по борьбе с «космополитами» подвергалась административным репрессиям и
долгое время была вынуждена зарабатывать на жизнь изготовлением наглядных
пособий для школ. Впоследствии она так и не смогла в полной мере включиться в
активную художественную жизнь, но продолжала работать в своей домашней
мастерской
Источники:
https://studbooks.net/
https://www.litfund.ru/
https://egorovs.art/
Комментариев нет:
Отправить комментарий