вторник, 21 августа 2018 г.

Вийральт Эдуард (Wiiralt Eduard)












Э́дуард Ви́йральт (Eduard Wiiralt)
1898 – 1954
художник-график
Россия - Эстония - Франция

Родился 20 марта 1898 года в посёлке Калитино, Волосовского района, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя.
С 11 лет стал проживать в Эстонии.
Начал заниматься графикой в Ревельской (Таллинской) художественно-промышленной школе (1915—1919 гг), учился у А. Киви, Р. Нимана и Н. Трийка.
С 1919 по 1923 год обучался в эстонской национальной художественной школе «Паллас», в скульптурной мастерской А. Старкопфа, крупнейшего эстонского ваятеля тех лет, и учился искусству графики у А. Ваббе и Г. Кинда, а в 1922—1923 годах совершенствовался в Дрезденской академии изобразительных искусств.
В 1925 году получил стипендию для совер­шенствования в Париже, где проживал до начала Второй мировой войны. Первые годы в Париже он сильно бедствовал, часто голодал, узнал в полной мере, что такое горечь непризнания. Потом пришли успех и награды — на Международных выставках гравюры на дереве в Варшаве (1936), Вене (1937). Владельцы галерей стали устраивать его персональные выставки.
Вернулся в Эстонию в сентябре 1939 года.
В 1944 году уехал в Австрию, поселившись в Вене.
В 1946 году переехал в Париж, где проживал до своей смерти в 1954 году. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
В 1996 году венесуэльский предприниматель эстонского происхождения Харри Мяннил вместе с живущим в Швеции эстонским меценатом Хенри Радеваллом подарил городу Таллину 62 графических произведения Вийральта.
29 ноября 1996 года в здании Эстонской национальной библиотеки была открыта Галерея Эдуарда Вийральта, где экспонируются работы художника, принесённые в дар эстонской столице Мяннилом и Радеваллом.
График. Работал в разных техниках – офорта, гравюры на меди и дереве, сухой иглы, меццо-тинто, литографии, мягкого лака. Был замечательным рисовальщиком, придавая характерные черты остраненного гротеска уже своим натурным штудиям. Соединял ритмику модерна с трагическим экспрессионизмом (литография Проповедник, 1932) либо с сюрреальной поэтикой черного кошмара (офорты и гравюры на меди Кабаре, 1931; и Ад, 1930–1932). Не раз обращался к книгооформительскому творчеству, проиллюстрировав, в частности, Гавриилиаду А.С.Пушкина и Дополнения к трактату Боссюэ о сладострастии Ф.Морика (обе работы – 1928); создавал изысканные экслибрисы. Поэтически-первозданны и в то же время полны внутренней напряженности североафриканские композиции Вийральта (знаменитая Берберская девочка с верблюдом, 1940, исполненная в технике мягкого лака), наиболее же гармоничны – его образы сельской Эстонии (Пейзаж Вильянди, сухая игла, 1943).

Источники:
http://encyclopaedia.biga.ru/
http://www.people.su/
http://www.pavelin.ru/
http://vechnost7.blogspot.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий