суббота, 17 марта 2012 г.

Игорь Пучнин

«Игорь Пучнин окончил два курса Ленинградского института текстильной и легкой промышленности, однако в дальнейшем предпочел заниматься самообразованием, постигая азы изобразительного искусства, изучая литературу, историю и философию самостоятельно.
Два десятилетия Игорь Пучнин трудился рядом с замечательной художницей – Еленой Новиковой – его женой и другом.
Впервые работы Пучнина широкая публика увидела в 1989 году, а в 1990-е уже легко узнавала по характерному почерку и художественно-образному решению. Признание получило искусство Пучнина и в петербургском художественном сообществе. Художник работал в различных графических техниках – акварели, монотипии, высокой печати на металле, но предпочтение отдавал офорту, раскрашивая вручную акварельными красками каждый оттиск. Это придавало его работам живописность и делало их уникальными.
Анализируя творчество заметных петербургских графиков, всякий раз невольно рассматриваешь их в контексте художественных традиций этого города, где графика все же превалирует над живописью. Работы Игоря Пучнина занимают свое место среди общих достижений графического искусства Петербурга, к которым относятся гравюры петровского времени, утонченный стилизм художников «Мира искусства», фантазии Павла Филонова, чудесная ленинградская школа оформления детской книги, шедевры знаменитой Литографской мастерской и культуры андеграунда 1960 – 1980-х годов. Пучнин умел отовсюду черпать близкое себе, интерпретировать и цитировать, переплавляя воспринятое в собственный, индивидуальный, сразу узнаваемый стиль.
Определяющими для художника явились крайние точки диапазона – барочная петербургская гравюра и ленинградский андеграунд, где Игорь был признан как интересный автор. Его вдохновляли старые европейские гравюры, иллюстрации рукописных и первопечатных фолиантов, магические таблицы алхимиков, готические чудовища, фантастические сюжеты Северного Возрождения и старинные географические карты. В художественном обыгрывании географических карт заключена квинтэссенция творчества Игоря Пучнина. Как будто продолжая знакомую с детства игру в выдуманные страны, он сумел сохранить и воплотить в своем творчестве юношески-романтическое чувство, превращающее в эстетическую радость наивный поиск сокровищ среди драгоценной путаницы полузабытых знаков. Особое внимание Игорь уделял деталям, заполнявшим пространство офортного листа, с бесконечным терпением и видимым удовольствием прорабатывал их. Символика, до избыточности насыщающая его композиции, соединяясь в сказочное представление о всемогуществе тайного знания, не требует детальной расшифровки. Это тексты не для чтения, но для блуждания в них.
Один из последних циклов художника – «ПитАлфавит» – целиком посвящен Петербургу и построен на виртуозном перевоплощении ключевых, «знаковых» видов города в очертания букв. Здесь нарочитые небрежности, неуклюжести, «наивности» и «случайности» тонко диссонирует со «строгим, стройным видом» северной столицы. В этом цикле особенно заметна ирония и самоирония, которые пронизывают все творчество художника.
Парадоксальное мышление, окрашенное доброй иронией, проявляется и в поэзии Игоря Пучнина – философа и лирического фантазера, всегда стеснявшегося своих романтических увлеченностей, неуместных, по его ощущениям, во времена торжества прагматизма.» 
Николай Благодатов, Дмитрий Северюхин

 
 
 
 

Я родом из Эдема. Земной пылью
покрыты стоптанные башмаки.
Давно о провода изрезал крылья
и заражен флюидами тоски.
Хитон поизносился, сбиты пальцы.
Не сплю, когда, звезду вдруг оброня,
седеет ночь. Другие постояльцы
каморки – бесы вьются вкруг меня.
Собою накормил их. Ноют раны.
Но, правда, в этом нет моей вины –
я родом из Эдема, гость незваный,
ведь мир иллюзий – кухня Сатаны.
                                     Игорь Пучнин

Материал с сайта: classicmus.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий