суббота, 3 декабря 2011 г.

Классики офорта. Иван Пожалостин


ПОЖАЛОСТИН
Иван Петрович 

1837 (с.Еголдаево, Рязанская губерния) - 1909 (Рязань)

Один из крупных мастеров классической резцовой гравюры.
Родился в крестьянской семье. Рано остался без родителей, и родственники, не имея возможности прокормить мальчика, сначала посылали его просить милостыню, а затем отдали в поводыри к слепому. С детства у него проявился талант к рисованию. Когда ему исполнилось тринадцать лет, из множества детей-сирот, собранных со всего уезда, только он да еще один подросток были приняты в Рязанское сиротское училище. Одновременно с учебой в училище занимается рисованием на дому у местного учителя гимназии Н.С.Иванова, который оказал на него большое влияние.
   В училище у Пожалостина проявились способности к рисованию, однако о том, чтобы получить художественное образование, он не мечтал. Окончив училище, юноша определился волостным писарем в Солотче. Здесь он совершенствовался в рисовании с Н.С.Ефимовым, будущим художником, копируя рисунки из «Русского художественного листка», издаваемого академиком В.М.Тиммом. Но затем директор рязанской гимназии, высоко оценивший талант Пожалостина, способствовал его определению в Петербургскую Академию Художеств.
    В стенах Академии художник провел одиннадцать лет с 1857 по 1868 год. Его учителем был выдающийся гравер Ф.И Иордан, а также учился у Б П Виллевальде, П.М.Шамшина, А.Т..Маркова, Т.А.Неффа.
    Он освоил классическую технику резцовой гравюры, в основе которой лежал безукоризненно точный рисунок с натуры. Иордан считал Пожалостина лучшим своим учеником. Гравюры Пожалостина отличают сочность, особая мягкость штриха, достигавшаяся тем, что с самого начала художник усвоил своеобразную манеру держать резец, как карандаш. С начала 1860-х годов художник начал использовать в своей работе наряду с резцом сухую иглу. Впоследствии освоил и технику офорта.
    За работы, выполненные в гравировальном классе Академии художеств, он был награжден медалями: 2-й Серебряная - за работу «Плутон» (копия Гольца), Большая серебряная - за портрет «Кардинала Ларошфуко» (с оригинала Эделинка).
    За портрет московского митрополита Филарета получил звание художника 3-й степени, над офортом «Купающиеся римские воины» (с рисунка Микеланджело) он трудился около года.
Выполнены портреты Ивана Грозного (с работы Н. И. Уткина), императрицы Марии Федоровны.

Портрет императрицы Марии Федоровны
    
В 1868 году закончил Академию, получил звание классного художника 1-й степени, а в 1871 году за гравюру с картины Л. Карраччи "Несение креста" получил звание академика. 

Несение креста Спасителем
    
     Как пенсионер Академии учился в Париже и Лондоне с 1872 по 1874 годы, работая над большою гравюрой с картины Г.И.Угрюмова «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка», изучал приемы печатания и различные способы гравирования.

Испытание силы Яна Усмаря
Амвросий II
     Свои работы Пожалостин любил печатать на тонированной китайской бумаге теплого оттенка, что придавало им особую жизненность и привлекательность. Именно на такой бумаге напечатан небольшой, исполненный изящества "Автопортрет". Сначала он появился в качестве ремарки на полях портрета А. П. Ермолова в 1875 г. Такие ремарки Пожалостин обычно помещал на первых экземплярах своих гравюр.
    В 1875 году он создаёт превосходную гравюру с картины В.Г.Перова «Птицeлов», получает много заказов от издательств. 

Птицелов

    Адъюнт-профессором и преподавателем гравировального класса Академии он стал в 1883 году, уже будучи известным мастером, автором четырех десятков прекрасных гравюр. Среди них портреты: В. А. Жуковского, К.Н.Батюшкова, Г.Р.Державина,  А.Н.Оленина, К.П.Брюллова, Ф.Г.Солнцева, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, В.Г.Белинского, Д.А.Ровинского, А.С.Хомякова, генерала А.П.Ермолова и других.

Тургенев И.С.
Батюшков К.Н.
Гончаров И.А.
Портрет генерала А.П.Ермолова
Константин Батюшков

    С 1883 года, когда Пожалостин начал преподавать, его работы почти неизвестны. Все силы и время он отдавал ученикам. Однако резцовая гравюра в качестве репродукционной техники, к которой она была сведена, не могла конкурировать с вытеснявшей ее ксилографией и литографией.
    В 1892 году стал профессором, но в этом звании проработал только два года. С реорганизацией Академии и ликвидацией класса резцовой гравюры он был уволен.
    Лишь после унизительных хлопот ему была назначена пенсия в виде особой милости за большие заслуги перед отечественным искусством.
    Художник переезжает с семьей из Петербурга в родную Рязань, а затем поселяется в Солотче. Здесь он начинает работу над гравюрой по картине А. И. Карзухина «Праздник в деревне», но болезнь и смерть оборвала его работу.
   Он скончался 25 декабря 1909 года. Похоронен на территории Рязанского Кремля.
   Работы Пожалостина находятся в Рязанском художественном музее, который носит его имя, также как и одна из центральных улиц.

Он тяжело переживал свою ненужность и почти полное забвение в старости.
Одно из последних писем этот замечательный мастер подписал так: "Профессор из мужиков И.Пожалостин"

 

Источники: 
nasledie-rus.ru, pravenc.ru, artonline.ru, graphichouse.ru, penzagard.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий