воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Александр Мухин (Чебоксарский)

Я познакомился с ним на какой-то крупной выставке в ЦДХ лет 5-7 назад. Случайно.
Проходя мимо очередного художника, а я шел целенаправленно - искал офорты Никиреева С.М. и Владимира Зорина, услышал в свой адрес слова - "А не хотите взглянуть на мои работы?".
Оглянулся, увидел живые горящие глаза, приглашающий жест... вернулся и не пожалел.
Вторая его фраза была - "Поиграем? Игра называется - "Найди зайца!". Вот на этой акварели..."
Я добросовестно искал и не смог найти.
Так и познакомились.
Александр рассказал про свои работы в том числе и миниатюрные, почему у него такая фамилия, про свою нелюбовь к московским галереям... 
Работы мне понравились своей легкостью и "лихостью" написания, они были не "вымученные", написаны твердой рукой, без правок. От них веяло спокойной "сказочной" и в тоже время простой красотой.
Я попросил у него автограф. Он слегка удивился, а я сказал, что "собираю" автографы хороших художников, привел примеры. Тогда он отправил меня на 1 этаж, где в каком-то художественном журнале  была опубликована его статья, и там, перед статьей, он и расписался.








Мухин (Чебоксарский) Александр
художник

Родился в 1960 году в Чебоксарах. 
Окончил Чувашский Государственный педагогический институт и Московский Государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. 
 Стажировался в Международной классической философской школе во Франции. 
Участник многих российских и зарубежных выставок; его произведения находятся в частных коллекциях более 20 стран мира

Источники: artrussia.ru, lillyho.dreamwidth.org, advokaty.org

Акварель -
http://egen-rosgrafik.blogspot.com/ 

Что бы лучше понять творчество художника и еще пристальнее вглядеться в его работы, самое лучшее - это общение с самим автором. Но, к сожалению, это возможно не всегда. Тогда можно воспользоваться интервью, публикациями...

После прочтения этой статьи, я думаю, что Вы обязательно просмотрите еще раз работы Александра.



Журнал "Художественный Совет", № 1, 2010.

Александр Мухин(Чебоксарский)

Сделать просто, не так просто

Молодёжь, которая учится изобразительному искусству, первым делом имеет отношение к бумаге и простому карандашу. Многие усмехнутся: «Какие проблемы? Берёшь бумагу, крепишь на планшете или доске (как правило, рабочая поверхность бумаги окажется изнанкой) и…» С таким подходом результаты будут грубые, убогие, потому что это дилетантство, ведь проблем в рисунке много на каждом мало-мальски важном этапе. Начнём с покупки бумаги. Брать лист со стеллажа нужно осторожно, желательно пинцетом или в перчатках, иначе на бумаге останутся следы кожного жира. Если в первый день такие пятна на бумаге слабо заметны, то через некоторое время они проявятся.

Если нет перчаток, бумагу берите аккуратно за самые края. Многие скручивают лист в рулон маленького диаметра (4–9 см), а лучше примерно диаметром 20 см. Вы наверняка замечали, когда туго свёрнутый рулон разворачиваешь, он стремится свернуться. Это происходит потому, что нарушилась структура бумаги, изменились напряжения её сторон.

Первый этап. Приобретение полного набора простых карандашей по мягкости–твёрдости. Сейчас продаются отличные наборы английских, немецких, французских, чешских и других фирм. Не слушайте тех, кто говорит: «Бери первый попавшийся карандаш, например 3Т, и бумагу обёрточную…» Ничего не получится. Грифель будет вонзаться в бумагу, как игла в пластилин. Линий не будет видно, так как твёрдый графит к мягкой бумаге не пристаёт. А если подвернётся мягкий карандаш (например, 8 М), а бумага твёрдая и глянцевая, рисунок будет осыпаться как древесный уголь. Вывод: чем плотнее, твёрже бумага, тем твёрже должен быть карандаш, и наоборот.

Второй этап – грамотно натянуть бумагу на планшет. Очень давно у меня был неудачный опыт. Я больше десяти раз перетягивал бумагу. На углах планшета получались волны. Чудом, случайно получилось ровно. Тогда я не знал, в чём причина. Оказывается, перед закреплением на планшете бумага должна хорошо промокнуть в ванной. Затем её следует подержать вертикально, чтобы лишняя вода стекла. До замачивания надо определить у бумаги рабочую сторону и отметить её карандашом. На обратной (изнаночной, нерабочей) стороне видны сетка, ячейки, линейные борозды и т.п., которые мешают в рисовании. (Я видел ячеистый рисунок, похожий на пчелиные соты, это ужасно.) Потом кладём лист на планшет так, чтобы лицевая поверхность была наверху. Загибаем, не натягивая края листа на предварительно проклеенные торцы планшета. Прижимаем края бумаги ладонями и ставим сохнуть в горизонтальном положении. Почему так? Если планшет с только что наклеенной бумагой поставить на торец вертикально, высыхая неравномерно (сверху вниз), бумага порвёт нижний, ещё мокрый край.

Третий этап. После высыхания бумагу надо промыть мокрой мягкой натуральной губкой, чтобы убрать частички видимой и невидимой грязи, пыли, следов от пальцев, и опять высушить.
Теперь бумага готова для рисования.

Четвёртый этап. Перед вами белый, плоский прямоугольный формат будущей композиции или учебного рисунка с натуры. Не спешите хватать карандаш и рваться в бой. Осознайте ценность, эстетику чистоты бумаги, её белую бездонность. Вы должны воспитать в себе чувство глубокого уважения к плоскости белой бумаги, что сродни прикосновению к чему-то мистическивозвышенному, волшебному. Представляете, ничего нет, хотя воображаемая белая бесконечность есть, и вдруг вы, как Творец создаёте чудеса: Адама и Еву, землю и море… Белое – это свет. А свет – это добро, Бог, большой огонь (свет) Галактики. Поэтому должно быть даже чувство трепета: как это я, простой смертный, смогу прикоснуться к божественному, духовному началу? Не зря нам, студентам великий художник ХХ века профессор Б.А. Дехтерев запрещал прикасаться к бумаге ладонью или даже мизинцем, чтобы не оставить тёмных пятен и жирных следов, то есть случайных изобразительных элементов.

Пятый этап. Прежде чем начать рисовать, желательно сделать наброски с натуры, поискать композицию. А то начнёте с глаза, а ноги не поместятся. Когда найдено решение, можно приступать к работе на беловике, но резинкой не пользоваться. Таково было строгое требование профессора. Резинка делает процесс рисования вялым, необдуманным и расслабленным. Когда рука опережает мысль, потом приходится много работать не карандашом, а резинкой, исправляя ошибки. К тому же резинка разрушает поверхностную текстуру и фактуру основы, размазывает графит. В итоге потеря эстетики бархатистого карандашного серебра! А вот без резинки рисование более обдуманное, напряжённое.
Сохраняется свежесть бумаги, она дышит, потому что не замусолена резинкой и жировыми пятнами. Когда обдуманно рисуешь, от напряжения и жары даже снимешь пиджак.
Для ленивых, которые не могут рисовать без резинки, советую надеть хлопковые джинсовые штаны для постоянной чистки ластика от графита. Если не чистить резинку, то вместо исправления ошибки можно графитные линии, штрихи размазать в случайные чуждые пятна, которые потребуют ещё больше сил и времени на исправление.

Шестой этап. Намечать рисунок надо мягкими остро отточенными (грифель 2–4 см) карандашами. Начинаем с лёгким нажимом, чтобы линия была слабозаметная. Дальше, уточняя рисунок, нажим усиливаем. Рисунок всё больше проявляется как бы из тумана. Так постепенно, уточняя рисунок, идём к завершению. Рисовать лучше линией, пусть даже она неправильная. А то большинство начинает рисовать солому. Куча линий и ни одной правильной, это обидно. Такой подход неверен.

Ещё, нельзя несколько раз по одной линии накладывать другие. Это придаёт рисунку металлический блеск, вид засаленного чугуна, что портит эстетику матового рисунка. И это не пустяки! Не слушайте разгильдяев от искусства. Они поднимают на знамя вседозволенность самовыражения, потому что это легко, и за это заинтересованные лица ещё и приплачивают.

Как-то на одной выставке современного искусства семеро художников мочились. Это новое?! Их ещё и наградили за новую форму в искусстве. А в следующий раз догадываетесь, что они наделают? В любой другой день «на свежий глаз» посмотрите свой рисунок, поищите ошибки, исправьте их. Законченный рисунок надо обязательно смотреть только свежим взглядом. Если ошибок не нашли, можно срезать рисунок с планшета.

Хранить работу можно в папке, проложив с лицевой стороны папиросной бумагой для защиты от затирания соседними листами. Можно хранить рисунок в рулоне большого диаметра, при этом изображение должно быть обращено наружу. Рулон следует закрыть тканью для защиты от пыли и проникновения воздуха, чтобы и плесень не заводилась.

Вот такие премудрости есть в простом, но не простом деле. Думать надо, напрягаться! Надо добиваться простоты и лёгкости в рисовании, чтобы зритель не видел большого пота и мук художника. В каждом деле, чтобы чего-то добиться, приходится много и самоотверженно трудиться каждый день. Только тогда это даёт хорошие результаты. А если серьёзно не хотите этим заниматься, тогда нечего выставлять напоказ сырые незаконченные дилетантские работы.

Это важно не только сейчас, через сто и тысячу лет эти проблемы останутся. Будет внутренняя борьба личности за выбор пути в искусстве и конкуренция среди художников. Самый массовый выбор – идти по лёгкому, быстрому и простому пути. А настоящий путь – не широкая магистраль, а узкая тропочка малочисленных избранников искусства. Путь их труден, долог… Толпа тяготеет к расслаблению, «развлекаловке», хоббизму, а путь избранных связан с удивительными открытиями и достижениями в культуре.

Вы, конечно, замечали, что на выставках крайне редко увидишь карандашные рисунки. А не задумывались, почему? Непонимающие скажут, что бумажка – это несерьёзно. А если подумать? Во-первых, пересылать по почте легко, по весу и объёму мало места занимает. Во-вторых, по сохранности превосходит масляную живопись, даже если работа окажется под водой, на другой день вытащи, высуши, рисунок не пострадает, а масло осыплется, как старая штукатурка. В-третьих, большинство скажет, что рисунок трудно продать достойно, их не покупают, а если купят, то дёшево. Это ещё как сказать.

В мире проявляется большой интерес к чёрно-белой графике. Великий рисовальщик карандашом Станислав Никиреев продал один из своих рисунков за 25 тысяч долларов, такое многим живописцам и не снилось. Отсюда вывод: так и не научились рисовать! В-четвёртых, многие не хотят напрягаться до жаркого потения. Мы часто слышим разборы и оценки какой-либо живописи: по цвету хорошая, но рисунок слабый, или его вовсе нет, абстрактные пятна. Конечно, очень легко широкой кистью быстро записать холст, а в рисунке надо каждый квадратный сантиметр прорисовать в напряжении.

В-пятых, рисунок – основа, фундамент всех видов изобразительного искусства. Рисовать – значит напряжённо мыслить, а с мышлением-то проблемы. Трудно это очень, да и в жар бросает. Это же надо сначала осмыслить, потом рисовать. Поэтому большинство выбирает лёгкую импрессионистическую живопись, где руки опережают мысли, да и руками работать приятнее, чем головой. Здесь можно на десятки сантиметров ошибаться: выше–ниже, левее–правее, и никто не заметит. Это же впечатление от натуры, не надо тратить на рисунок много времени и сил.
Сразу мажем. Это ложная свобода! Раньше был девиз: «Не нарисовав, не пиши».
А сейчас? Нам этого не надо, мы мэтры.
Мы можем только так, мы в поиске… 

В-шестых, большинство скажут: не хотим чёрно-белого рисунка, хотим цвет. Но рисунок можно подкрасить акварелью. А это одна из сложнейших техник, владеть которой для художника – большая честь.
 
Вот такие причины отсутствия рисунков на выставках, хотя простой карандаш и бумага из-за их дешевизны и доступности есть у всех. Так как материалы для живописи дорогие, может, сейчас, в кризис и безденежье, настало время рисовать? 

Желаю определиться в выборе пути. 
Люди устали от произвола, им хочется видеть чистое, красивое, возвышенное искусство

Источник: gammabook.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий