воскресенье, 1 мая 2011 г.

Валерий Цагараев

«При невероятной красоте, сложности и игровом моменте в печати, офорт все же посредник между рукой  художника и листом бумаги... Но офорт не ушел из моей жизни окончательно. Его отголоски я нахожу во всех своих работах. Прошлое не  отпускает. Старые офортные листы (не все, но многие) с годами стали, как хороший коньяк, только весомее и таинственнее.» 
В.Цагараев 

"Третья заповедь. Слово IV"

"Голгофа"

"Варианты старой  истории, II"




Цагараев Валерий Андреевич

СССР, Россия

заслуженный художник РФ, кандидат наук 









"Родился я 7 июля 1954 года в станице Тимашевской Краснодарского края, в семье военного. В 1956 году семья переезжает в Молдавию, в город Тирасполь, в котором я оканчиваю среднеобразовательную и художественную школы. Далее следует изучение архитектуры в Кишиневском политехническом институте, служба в рядах Советской Армии, работа в мастерской художественной резьбы по дереву.
В 1978 году меня накрывает, как тоска, охота к перемене мест, и я еду в западный, но с восточной ориентацией город Львов (Украина), а в 1979 поступаю во Львовский полиграфический институт на специальность "Художественное оформление полиграфической продукции (книжный дизайн)". В это же время знакомлюсь с технологией офортной гравюры и начинаю активно участвовать в художественной жизни города и республики. Знакомство с известными львовскими художниками-графиками и активная творческая работа явились для меня, тогда молодого художника, уникальной профессиональной школой, знания которой фундаментально повлияли на всю мою творческую деятельность.
Казалось, я нашел для себя обетованный город, но в 1981 году по приглашению родственников впервые посетил Кавказ, родину предков – Северную Осетию. Очарованный романтической красотой и древней историей Осетии я решаю переехать во Владикавказ на постоянное жительство (1982).
Постепенно слагается моя профессиональная социализация. В 1985 году меня принимают в Союз художников СССР, и в том же году поступает неожиданное приглашение поработать в Доме творчества СХ СССР "Сенеж", одном из актуальных центров изобразительной культуры бывшего Советского Союза.
Сенеж" становится для меня не только творческой лабораторией, но и школой постижения современного искусства…
Упомянутые годы запомнились непрекращающимся шумным потоком всевозможных встреч, поездок, вернисажей. Я принимаю участие на многочисленных выставках и международных графических биеннале, мои картинки экспонируются престижными галереями различных культурных центров мира, меня приглашают для работы в Муниципальный культурный центр города Рима (Италия, 1990) и университет Радгерс (США, 1991). В этот уникальный для моей жизни период я не только увидел все самое ценное в мировом современном искусстве, но главное - осознал эти ценности.
Увиденное и понятое произвело ревизию моего сознания. Встреча с актуальной западной культурой и изменившаяся культурная ситуация в стране существенно повлияли на мое представление о художественном творчестве в целом, подтолкнув к раздумьям о жизненном выборе, о дальнейшем применении своего опыта и знания. Необходимо было осмыслить произошедшие перемены, и я сбежал из шумной Москвы в тихий Владикавказ.
Сегодня, оглядывая прошедшее, я осознаю утопичность моих надежд на культурно-просветительское возрождение Осетии, во всяком случае, в период моей жизни. Но в то же время не ропщу на судьбу, мудро распорядившуюся отпущенным мне временем. Не лишив меня художественного дарования, она щедро наградила уникальным знанием в области мифологии, традиционной культуры, искусства. Я никогда не делал карьеры ни на искусстве, ни на исследовательской деятельности, считая, что только сотворенный личностью продукт и есть оценка ее бытийного смысла. Жизнь последовательно доказывала наивность этой позиции.
Сегодня, когда былые художественные связи разрушены, а общественная поддержка моих инициатив сведена к нулю, я переместил свои интересы в интернет, надеясь с его помощью восстановить утраченное, обрести новое информационное поле для художественной деятельности. Надеюсь, мои ожидания оправдаются"

Материалы с сайтов: tsagaraev.ru, anaharsis.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий